Владимир Путин отдал Министерство энергетики РФ дальнему свойственнику Сергею Цивилеву — мужу двоюродной племянницы. Насколько важен для страны этот государственный пост?
Какими функциями буден наделен муж Цивилев? Что из них реальность, а что – фикция? Или командование главной отраслью России, отвечающей за пополнение национального богатства, превратилось в кормушку для коррумпированных чиновников?
Далеко не все назначавшиеся Путиным руководители энергетического ведомства отличались профессионализмом и компетентностью.
Игорь Юсуфов, занимавший этот пост с февраля 2001-го по 2004 год, когда-то работал инженером в системе «Мосэнерго» и даже числился экспертом на строительстве электростанции на Кубе, но в министерстве заслужил кличку «Кладовщик», поскольку до этого ведал Госрезервом — хранилищем всякой всячины на непредвиденные случаи. Особых талантов в командовании энергетической отраслью, включая нефтегаз и уголь, он не проявил, сколачивая капитал, и немалый, в мутных водах «государственно-частного предпринимательства».
Последовавший за ним Виктор Христенко, ставший уже министром не только энергетики, но и всей промышленности, удивил сотрудников тем, что после назначения в марте 2004 года не появлялся в здании в Китайгородском проезде, где тогда ведали энергетическими вопросами России, месяца три. На эту отрасль ему было, судя по всему, наплевать. Деньги он вместе с супругой Татьяной Голиковой делал по-крупному, занимался предпринимательством — судя по всему, с использованием «административного ресурса».
Фамилию министра, который демонстрировал посетителям его кабинета шкаф, набитый пачками денег, я называть не буду. Многочисленные свидетельства коррупции в Минэнерго я тоже оставлю для другого раза.
Перед назначением в «Газпром» Путин прислал Алексея Миллера на «стажировку» в Минэнерго, на должность замминистра. Тот полгода сидел безвылазно в кабинете и читал газеты, не занимаясь ничем по вверенной ему отрасли, из-за чего заслужил у коллег прозвище Читатель.
Нынешний новый министр всё же имел какое-то отношение к энергетике, поскольку занимался угольной промышленностью и два года провёл на посту губернатора угольной Кемеровской области. В нефтегазе он не специалист. Да и его предшественник Николай Шульгинов был компетентен в вопросах электроэнергетики, но углеводородным сырьем фактически не занимался.
Александр Новак, который заслужил доверие Путина и дорос до вице-премьера, курирующего не только энергетику, но и всю экономику страны, сосредоточил усилия на договоренностях с ОПЕК — но не на внутренних проблемах нефти, газа, угля и электричества. Внутри России компании отрасли действовали и действуют по своим планам, не обращая особого внимания на существование отраслевого министерства.
Процитирую моего приятеля, высокопоставленного чиновника Минэнерго: «Помню, у нас появились представители очередного контрольного органа и захотели ознакомиться с отчетностью «Газпрома». Мы честно сказали, что оттуда нам вообще ничего не присылают и все вопросы надо адресовать президенту. Да и нефтяники шлют какую-то туфту. Они вообще выдают одну статистику нам, другую возможным инвесторам, третью — налоговикам, и так далее. Мы здесь чисто формально».
«Чисто формальное» заведение не способно отслеживать, что происходит в энергетической отрасли, и разумеется, совершенно бессильно перед такой задачей, как составление прогнозов, на которые могли бы ориентироваться участники рынка и государственные стратеги. «Энергетические стратегии», «генеральные схемы развития» отдельных отраслей и прочие с виду важные документы там пекут из года в год, привлекая десятки организаций и сотни экспертов, но включаемые туда показатели имеют мало общего с действительностью и полностью игнорируются теми, кто занят реальной работой. Выделяемые на «мартышкин труд» средства — вульгарная кормушка для имитаторов кипучей деятельности.
В сравнении, например, с американским аналогом Минэнерго РФ — департаментом энергетики США — отечественное ведомство проигрывает по всем параметрам. За океаном мы видим полную доступность и прозрачность статистики, включая еженедельные балансы по энергоносителям (в России такая информация фактически засекречена), высокую достоверность прогнозов и реальную заботу о соблюдении национальных интересов в энергетике.
Кого бы ни назначали куратором энергетики, это учреждение в нынешних российских условиях остается никчемным придатком к кабинету министров и серьезного анализа не заслуживает.