Если ты воюешь с противником, который больше и сильнее тебя по всем показателям (население, территория, армия, ВПК и т.д.), и всерьез собираешься его победить, то надо сделать все, что можно, для этой победы, даже если это «все» тебе лично неприятно. Тебе надо стараться привлечь на свою сторону как можно больше союзников, в том числе (желательно) из стана врага. Если ты можешь расположить общественное мнение страны-противника к себе, перетянуть на свою сторону ее граждан, это обязательно надо сделать. Даже если в душе ты ненавидишь этих людей. Ибо люди эти становятся твоим ресурсом в этой войне. «Ресурсом» во всех значениях этого слова: пропагандистским, финансовым, военным et cetera.
Именно этого и не сделала Украина в ходе этой войны. Пыталась в самом начале, но так и не сделала. Да, когда только началось российское вторжение в Украину, Зеленский пытался воздействовать на российское общественное сознание, обращаясь к россиянам напрямую с призывом выступать против войны. Однако уже очень скоро, когда кровь полилась полноводной рекой, ожесточение сторон стало сказываться — и риторика украинских властей резко изменилась. В унисон с этой риторикой звучали и заявления представителей многих стран Запада. А вслед за заявлениями пошли и практические действия: запреты на визы, ВНЖ, закрытие счетов россиянам…
В итоге огромная масса россиян (по некоторым оценкам – до миллиона), выехавшая из страны и готовая поддерживать Украину и Запад в их борьбе с путинизмом, оказалась деморализована и разобщена. Одни пытались попасть в Европу и закрепиться там, другие судорожно метались по странам третьего мира, не находя пристанища, третьи вернулись в Россию и объективно стали работать на путинский режим. В лице последних путинизм получил обратно в свое распоряжение необходимые людские, интеллектуальные и финансовые ресурсы. Как бы эти люди ни ненавидели путинский режим, и сами они, и продукты их интеллектуальной деятельности, и налоги, которые с них собирают, принадлежат теперь российскому государству, которое сейчас является лишь огромным механизмом обслуживания власти путинской хунты.
Однако все могло бы повернуться по-другому, если бы Запад и Украина оценили потенциал этой массы людей, которая могла бы стать своеобразной многофункциональной армией антипутински настроенных россиян. Миллион самых активных, способных, толковых, работящих людей мог бы принести огромную пользу в том противостоянии, которое мы наблюдаем уже третий год. И тот, кто не взял бы напрямую в руки автомат, мог бы взять клавиатуру компьютера и использовать как оружие против путинизма. Агитация, борьба за умы соотечественников, антипропаганда, организация поддержки ВСУ и русских добровольцев. Все это могли бы делать сотни тысяч людей. И результат этой деятельности не мог бы не сказаться на общем ходе войны. Сейчас эта ошибка исправляется. Вопрос в том, не поздно ли. Скоро поймем.