Сегодня, 21 мая, — первый день, когда у Украины, если бы в свое время не случилась российская агрессия, мог быть новый президент.
Владимир Зеленский, вступивший на пост 20 мая 2019 года, заявлял в ходе предвыборной кампании, что намерен занимать высший пост только один срок. Так что сегодня, 21 мая, он мог бы вернуться к частной жизни в мирной и процветающей стране.
Этого не произошло, да и в ближайшее время не случится: Зеленский нужен Украине как человек, поразивший мир в первые дни войны уверенностью в победе и безусловной смелостью, далеко не всегда свойственной современным политикам.
Между тем формальное истечение президентского срока порождает естественные вопросы о его легитимности, так как, по Конституции Украины, в последнее воскресенье апреля пятого года исполнения президентом его полномочий в стране должны быть проведены очередные выборы (ст. 103). В то же время Конституция не говорит прямо, что если они не состоялись, то исполняющим обязанности президента должен стать председатель Верховной Рады: такая ситуация возникает лишь в случае смерти президента, его добровольной отставки, импичмента или неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья (ст. 112). Тогда выборы нового президента проводятся в течение 90 дней.
Причин для непроведения выборов Конституция не приводит — о запрете выборов говорит ст. 10 (1) Закона Украины «О военном положении», а статья 11 (3) того же закона требует продления полномочий президента до вступления в должность нового главы государства, избранного после отмены военного положения. Замечу, что, хотя в текст этого закона, принятого еще в мае 2015 года, с начала войны внесены десятки поправок, указанные статьи изменениям не подвергались.
Так или иначе, многочисленные оппоненты и враги Владимира Зеленского давно готовятся к мощной атаке на него и к дискредитации его решений, принятых начиная с сегодняшнего дня. В Украине и вокруг нее обсуждается якобы организованная Кремлем кампания стоимостью в $1,5 млрд, а российские чиновники в открытую рассуждают о «безвластии» в Украине. Будучи недавно в Пекине, Владимир Путин недвусмысленно сформулировал новую установку Москвы: любые «судьбоносные договоренности» можно заключать только с легитимными властями — а так как Владимира Зеленского сейчас якобы можно считать таковым лишь условно, перспектива переговоров о мире отдаляется в очередной раз и, конечно же, вовсе не по вине России, искренне и всецело стремящейся к прочному миру.
Можно констатировать, что российские власти начали кампанию дискредитации последних украинских инициатив — и не исключено, что аргумент о легитимности мог сыграть определенную роль в отказе руководителей Бразилии и ЮАР прибыть для обсуждения «формулы мира» в швейцарский Бюргеншток в середине июня. Кремлевская пропаганда выставила тезис о приближающейся нелегитимности Зеленского довольно давно, и вряд ли стоит сомневаться, что она будет использовать его все активнее, противопоставляя «главе киевского режима» Владимира Путина, «триумфально переизбравшегося» с рекордной поддержкой избирателей.
На это можно было не обращать внимания, если бы «момент неопределенности» не пришелся на действительно смутное время.
Переговоры неизбежны
Давление на Украину достигло в последние месяцы небывалой с начала 2022 года силы. Российские войска наступают на Харьков. После долгих проволочек Киев начал воплощать новую мобилизационную стратегию: соответствующий закон вступил в силу в прошлую субботу и популярности власти он не добавил. Протестующие против него уже упоминают о «решениях полулегитимной власти».
Западные политики замерли в ожидании европейских и американских выборов, и есть основания полагать, что сторонники мирных переговоров Украины с Россией усилят на них позиции. Не следует забывать, что не менее миллиона украинских мужчин, релоцировавшихся в Европу от тягот войны и сталкивающихся с ограничениями при выдаче документов и требованиями вернуться в страну, могут стать огромным резервом поддержки мнения об «узурпации власти» главой государства. Про его врагов в среде украинского политикума и олигархата я и не говорю.
Каким бы лукавым ни было обвинение диктатором демократически избранного лидера в нелигитимности, оно, тем не менее, может иметь угрожающие последствия. Владимир Путин рано или поздно — я бы сказал, что на горизонте одного года — будет готов пойти на переговоры «по украинскому вопросу», но, как говорит он сам, «только на переговоры, основанные на тех реалиях, которые сложились, как в таких случаях говорят, на земле». Условием для таких переговоров теперь практически наверняка будет ставиться формирование в Украине новой власти, достичь чего в условиях войны невозможно. Для такого иезуитствующего лжеца, как Путин, это обстоятельство — идеальный повод, чтобы ввести в заблуждение как рядовых европейцев, так и некоторых союзников Украины, которым покажется, что переформатирование украинской власти — не такая уж большая цена за мир, и потому давление на украинское руководство может усилиться.
К концу своего конституционного срока Зеленский пришел с большими достижениями (вряд ли бы кто-то из прежних украинских руководителей справился с возникшими вызовами), но и с очевидными проблемами, среди которых заметны перекладывание ответственности «на весь мир» и усиление авторитарного начала в управлении страной. Вероятно, это следствие тех испытаний, которые выпали на его долю и тяжесть которых не всегда понятна его критикам. В конечном счете, не стоит забывать, что за последние два года усилиями украинского президента создана впечатляющая коалиция держав, активно помогающая Украине. На момент начала российской агрессии ни одна из них не имела перед Киевом каких-либо обязательств. Продление полномочий Зеленского, таким образом, обусловлено не столько тем, что «коней на переправе не меняют», сколько его реальными заслугами перед страной.
В ближайшие месяцы и даже годы Украине предстоит пережить не меньшие испытания, чем в предыдущие два с половиной. Главным из них станет испытание компромиссом, неизбежным ради прекращения войны и сохранения (а также собирания по миру) украинского народа, без которого не имеют значения ни территории, ни международная поддержка, ни помощь в восстановлении страны. К этому моменту украинская политическая элита должна подойти как никогда единой и свободной от внутренних разногласий — в том числе и в отношении легитимности руководителя страны.
Достижение этого результата — важнейшая задача ближайшего времени!