Несколько слов о российской оппозиции завтра. (Заседанием Совета Форума свободной России в Варшаве навеяно).
Основной тезис: сегодня демократической российской оппозиции попросту нет. За редкими исключениями, что только подтверждают сказанное.
Война перечеркнула прошлое. Довоенное прошлое проиграно. Иначе бы не было войны.
Все оппозиционные партии, движения, фонды, объединения, зародившиеся до полномасштабной войны, имеют сегодня возможность переосмыслить и переформатировать цели своего существования, перестроить реальную деятельность в соответствии с военным временем. Повторюсь, за редкими исключениями уже сделавших эти шаги.
Это поздно. Но лучше поздно, чем никогда.
Повторю основное, совсем еще недавно изложенное, тезисно:
1. В условиях войны ни одна политическая сила не может считаться российской оппозицией, если она, эта сила, действенно не поддерживает Российские добровольческие формирования, считает Путина и нынешнюю власть легитимными, не признаёт «формулу мира Зеленского» (коррекция на политических условиях Украины возможна).
Только такая сила и есть подлинное движение гражданского сопротивления, реальная оппозиция.
Поддержка движения гражданского сопротивления может осуществляться на военном, политическом, материальном, организационном, культурном, правозащитном, информационном и других полях и уровнях.
Для поддержки движения гражданского сопротивления может быть сформирован функционирующий на постоянной основе «институт граждан», координирующий оппозиционные действия.
Движение гражданского сопротивления (теперь уже так – в качестве примера одного из возможных вариантов названия) может и должно пригласить к сотрудничеству граждан, их объединения, другие движения, форумы, фонды, политические силы и партии, разделяющие положения, изложенные в пункте 1.
2. В условиях войны ни одна политическая сила не может считаться демократической российской антипутинской и антиимперской оппозицией, если она, эта сила (партия, движение, объединение) не признана таковой Украиной (и представителями украинского гражданского общества, и на уровне государственных структур); просто потому, что разговаривать, договариваться, вести переговоры нужно будет, находясь в одном зале. И Украина (обобщенно) должна знать – эта сила не просто на ее стороне, а является ее, Украины, действительным союзником в этой войне.
Думаю, что НЕ ОБЪЕДИНИТЬСЯ, а ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ именно на этом поле – это единственный шанс для российских политических сил стать оппозицией.
А то все силы уходят в изучение прошлого и непрекращающуюся ругань.
Объединять усилия с целью победы Украины и последующего демонтажа путинского режима – вот это и есть настоящее дело. Разговоры же о том «кого мы допустим до власти, а кого нет», «как исправим Конституцию», как «переучредим Россию» и так далее – возможно, что это важно. Вот только эту Россию нам на блюдечке никто не поднесет. Не «мы здесь власть», как это ни прискорбно. ОНИ – власть.
И отдавать её, эту власть, никто из них не собирается.
Из этого и нужно исходить.
P.S. Речь идет о политических партиях, движениях, объединениях, находящихся за пределами Российской Федерации. В России есть оппозиционно настроенные граждане, но их объединение в некую консолидированную внутреннюю силу в условиях тоталитарного режима невозможно.