Вторая мировая война была настолько кровавой, а гитлеровская её сторона – настолько чудовищно бесчеловечной, что мир запомнил происходившее не просто международным конфликтом (пусть и самым масштабным в истории), а войной добра против зла, не меньше. Тот факт, что против очевидного зла воевал и СССР, автоматически ставил его на сторону добра — несмотря на явственную родственность признанному злу.
Зло было повержено. Приписанный к стороне добра Сталин немедленно воспользовался этим. Апеллируя к памяти Гитлера, оставшегося эталоном зла, он ничтоже сумняшеся приравнял к нему Запад, а сам снова обратился в агрессора. Однако, в отличие от Гитлера, действовал теперь Сталин по большей части исподтишка и чужими руками, опасаясь перевода начавшейся холодной войны в горячую. И дело было не только в ядерном оружии, ставшим мощным сдерживающим агрессию фактором, но и в нежелании, начав большую войну, утратить условное место в лагере добра и уподобиться Гитлеру, сделавшись очевидным злом.
Этим условным местом СССР дорожил всегда, повсюду твердя о своём миролюбии, неприятии агрессии и противостоянии «поджигателям войны», скрывая свои мерзости за этими лозунгами и не уставая напоминать миру о своей роли победителя эталонного зла — нацизма.
В отличие от Советского Союза с его увлечённостью коммунистическими утопиями, у наследовавшей ему России не осталось никаких других идеологий, программ и ценностей, кроме этой памяти о когда-то побеждённом зле. Поэтому с ней, памятью, стали происходить странные вещи. Сначала она сделалась сакральной и легла в основу нового патриотического угара, а затем просто поменяла местами старые представления о добре и зле. Пользуясь сильно потёртым от частого использования образом победителя нацизма, Россия почувствовала себя вправе занять место этого старого зла, обвинить в нём всех прочих и начать войну против Украины, всё педантичнее воспроизводя его, старого зла, практики.
Но критерии добра и зла не изменились. Агрессия и бесчеловечность остались атрибутами явного и откровенного зла, и Россия прочно заняла это место. Рассказы о победе над Гитлером и обвинения в нацизме собственных жертв никого, кроме граждан РФ, обмануть больше не могут.