«Газпром» начинает строительство еще одного магистрального газопровода, на этот раз — от действующей «Силы Сибири» на Дальний Восток. Замечательная особенность нового мегапроекта — полная неясность направления прокачки. Компания не знает, куда будет качать газ по новой трассе: с запада на восток или с востока на запад.
Трубопровод длиной 830 км пройдет от Амурского газоперерабатывающего завода, который готовит газ «Силы Сибири» к отправке через границу в Китай, до Хабаровска, где должен соединиться с давно проложенной магистралью Сахалин — Владивосток.
Оплачивать строительство этого газопровода придется всей стране. У «Газпрома» свободных средств на это нет. Согласно только что опубликованной финансовой отчетности компании по РСБУ за прошлый год, ее основной газовый бизнес стал убыточным. Показанная в отчете прибыль поступила от «дочек» монополиста: нефтяной компании «Газпром нефть», доли собственности в «Новатэке», «Газпромбанка» и так далее. Убыток от продаж составил 292 млрд рублей против прошлогодней прибыли в 747 млрд.
Причина проста: Путин приказал «Газпрому» уйти с западного рынка, рассчитывая «заморозить» несогласных с его политикой европейцев, но альтернативы этому рынку у компании нет, и добычу газа пришлось сократить больше чем на 100 млрд кубометров в год. К тому же компанию обложили дополнительными сборами на войну, опустошив ее банковские счета.
Дошло до того, что финансировать строительство другого огромного проекта «Газпрома» — газохимического производства с заводом по сжижению природного газа на балтийском берегу в Усть-Луге (тоже, кстати, с весьма сомнительными коммерческими перспективами) — будут из Фонда национального благосостояния, а не как другие проекты, которые получали деньги из инвестиционной программы компании.
Но уж раз руководство страны поручило «Газпрому» проложить трубу из Забайкалья до Хабаровска, несмотря на финансовые проблемы, можно предположить, что в такой трассе имеется острая необходимость. Однако с этим у проекта есть большие неясности.
Когда «Газпром» только планировал конкретные проекты своей «Восточной программы», в документе под названием «Обоснование инвестиций», разработанном саратовским институтом «ВНИПИгаздобыча» в 2012 году, этот трубопровод фигурировал в нескольких сценариях создания новой газотранспортной инфраструктуры. Тогда предполагалось построить на тихоокеанском побережье завод по сжижению газа, и сырье для первых двух технологических линий этого предприятия должно было поступать с Сахалина, а для возможной третьей линии — из системы, которая позже получила название «Сила Сибири».
С тех пор многое изменилось. Завод СПГ на Дальнем Востоке остался в газпромовских мечтах, а развитие сахалинской газодобычи столкнулось с проблемами, которые сейчас можно считать непреодолимыми. Главным источником газа оттуда должно было стать шельфовое Южно-Киринское месторождение «Газпрома» как часть проекта «Сахалин-3», но там помимо газа обнаружили и нефть, и американцы включили его в 2015 году в санкционный список проектов. Работа практически остановилась, потому что освоить сложное месторождение без западных технологий российская компания не может.
Трубу от Сахалина до Владивостока «Газпром» все-таки построил, хотя вместо 12 компрессорных станций установил там всего одну, поскольку Владивостоку с его опорой на уголь требовалось не более полутора миллиардов кубометров газа в год.
Но в феврале 2022 года «Газпром» подписал с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией договор о ежегодных поставках 10 млрд кубометров газа по дальневосточном маршруту и согласовал смычку газопровода Сахалин—Владивосток с китайскими сетями. Глава компании Миллер объявил в прошлом декабре, что газ по новому пути пойдет в Китай «не позднее 2027 года».
Потенциал добычи газа на Сахалине вызывает сомнения. Проекту «Сахалин-2», где «Газпрому» принадлежит сейчас контрольный пакет акций, не хватает запасов даже на то, чтобы построить третью линию на заводе СПГ. На «Сахалин-1» надежды мало, хотя уход из него компании ExxonMobil может, теоретически, помочь газпромовской трубе, если на это пойдут «Роснефть» и ее японские и индийские партнеры. А Южно-Киринское еще долго не сможет давать газ.
Получается, что выход «Силы Сибири» на Хабаровск призван спасти дальневосточный договор «Газпрома» с китайцами. Построить газопровод-смычку за три года можно. Вопрос: хватит ли у этой «силы» газа?
«Силу Сибири» питают два месторождения: Чаянда в Якутии и Ковыкта в Иркутской области. По действующему контракту с китайцами, трубопровод должен в 2025 году выйти на проектную мощность 38 млрд кубометров в год и поддерживать такой объем поставок в течение 30 лет. Для этого надо добывать по 42 млрд кубометров ежегодно, поскольку в состав газа помимо подаваемого через границу метана входит много других компонентов, от азота до гелия.
К 2027 году эти два месторождения не смогут обеспечить поставку дополнительно 10 млрд кубометров в год для поставки в Китай через Хабаровск. Если и получится излишек, то дополнять его до обязательного объема на дальневосточном маршруте придется с Сахалина, собирая там газ «по сусекам».
Кроме того, Чаянда с Ковыктой не в состоянии поддерживать добычу на уровне, потребном для контракта по «Силе Сибири», все 30 лет. И теперь мы имеем два возможных сценария для восточной газотранспортной инфраструктуры «Газпрома», нацеленной на экспорт в Китай, и оба эти сценария выглядят не слишком убедительными.
Во-первых, «Газпром» может исходить из планов развития добычи на сахалинском шельфе и использовать газовые проекты острова в двух направлениях: для поставок газа в Китай через Приморье и для спасения «Силы Сибири» от провала контракта с китайцами, отправляя туда часть сахалинского газа по новой ветки от Хабаровска. Здесь главная неизвестная величина — добычной потенциал Южно-Киринского и других проектов.
И во-вторых, трассу от «Силы Сибири» к Хабаровску могут планировать как ответвление от будущей «Силы Сибири-2», инвестиционное решение по которой пока не принято. Этот мегапроект «Газпрома» рассчитан на транспортировку 50 млрд кубометров газа в год из Ямало-Ненецкого автономного округа в Китай через Монголию. На полпути его должны соединить отводом на Ковыкту в Иркутской области, откуда идет газ в первую «Силу Сибири».
Даже если китайцы и не дадут согласия на «Силу Сибири-2», российское руководство может дать «Газпрому» отмашку (и обеспечить финансированием) на строительство этой магистрали. Помимо Монголии с ее более чем скромными запросами газ пойдет тогда и на спасение тридцатилетнего контракта «Силы Сибири», и на выполнение обязательств перед китайцами по дальневосточному маршруту.
Надо помнить только, что «поворот на Восток», навязанный «Газпрому» руководством страны, не имеет ничего общего с коммерческими соображениями. Все инфраструктурные начинания там — чисто затратные и, по сути дела, показушные. Деньги, поступающие из Китая для оплаты российских поставок, не покрывают даже операционные издержки «Газпрома» по добыче, транспортировке и подготовке газа, не говоря уже о колоссальных капитальных затратах на строительство транспортной инфраструктуры и освоение месторождений.