Предстоит отвечать на вопрос: «Будет ли Путин наступать летом?». Что я скажу?
Вроде бы летнее наступление вытекает из логики войны, однако сейчас мне летнее наступление кажется менее вероятным, чем казалось три месяца назад. Кремль уже создал для себя долгосрочную рамку этой войны: Крым и четыре области включены в состав РФ, а то, что они не захвачены полностью, не имеет значения, поскольку эта рамка – «укронацисты продолжают удерживать российские территории» – будет работать бесконечно. Из нее невозможно выйти.
Будем учитывать, что украинцы за эти месяцы сильно укрепили оборону. Плюс к этому Путин понимает, что в случае российского массированного наступления Европа будет оборонять Украину, Макрон прямо предупредил: войдем и дадим возможность украинцам перебросить части, необходимые для фронта, с белорусской границы и с Западной Украины.
Тем временем идет война ракетных обстрелов и дроновых атак. Она может идти бесконечно долго. Путин видит, что сейчас США и Европа готовы поддерживать Украину, чтобы сохранялся паритет, а наступление подтолкнет к другой схеме. А зачем? Когда лучше подождать – и выборов Трампа, и развития сюжета с «нелегитимностью» Зеленского, и того, как Европа и США сконструируют выделение 50–100 млрд. Украине. Пока не ясно, как: за счет лендлиза, за счет создания специального фонда вокруг процентов от замороженных российских активов или каким образом? Идет поиск конструкции. А наступление подтолкнет к решению. А зачем? Ведь Путин уже получил свои 87%, и на их базе надо дальше что-то крушить внутри страны, создавать «новую общность», с новой Конституцией и новым УК, сосредоточиться на истреблении внутреннего врага. И ждать, чтобы все громче раздавались голоса: отдайте русским эти четыре области и Крым – и давайте на этом закончим.
Никто никогда не согласится на эту схему, результаты агрессии не будут признаны. Но голоса будут звучать. А тем временем обстрелы будут продолжаться, ракетостроение – совершенствоваться, средства ПВО – модернизироваться и т.д., и т.п. Поэтому я думаю, что летом не будет реализовываться идея окружить Харьков или крупно прорвать оборону в Запорожье. Будет расчет на то, что надо бомбить и бомбить, независимо от результата. Ну и главный фактор: кто-то из военных ведь должен предложить Путину убедительный авторский план – как взять Харьков (или как занять Запорожье), который Путин должен принять «под ответственность автора». Иначе не бывает. А кто сейчас может предложить такой убедительный план, когда шесть месяцев лучшие военные умы не могли взять Авдеевку?