Александр ПОДРАБИНЕК: «За дешевый газ приходится платить кровью, пока только украинской, но это лишь начало»

«Победу» Путина с результатом 87% проще всего считать прихотью диктатора, ублажающего свое тщеславие и амбиции. Наверняка этот мотив тоже присутствует. С каждыми новыми выборами «процент поддержки» все больше и больше. А как иначе? Снижение процента считалось бы сегодня катастрофой, все бы подумали, что Акела промахнулся. К тому же нынешний процент чудесным образом совпадает с уже навязшей в зубах пропагандисткой мантрой в 86% поддержки Путина населением России. Но то была пропаганда, а вот теперь, пожалуйста, результаты голосования!

Однако у столь высокой, невероятно высокой цифры поддержки есть и более серьезное объяснение. Возможно, Путину необходимо получить общенародный мандат на жесткие действия в ближайшем будущем. Нам кажется порой, что эти игры излишни для устоявшейся диктатуры, но давайте вспомним заседание Совета безопасности накануне вторжения в Украину. Для столь решительного шага Путину понадобилось коллективное решение, хотя технически оно не было необходимым, вполне можно было обойтись и без него. Вспомним и Сталина, который требовал от своего ближайшего окружения ставить подписи под общими решениями о массовых арестах и новых кампаниях политических репрессий. Почему-то неуютно диктаторам принимать преступные решения в одиночку.

Другой вопрос: что за этим последует? Как Путин собирается распорядиться «всенародной поддержкой»? Вполне вероятно, что это мандат на эскалацию военных действий, включающих в себя расширение географии войны и применения тактического ядерного оружия. О последнем не раз упоминалось в последнее время, но только гипотетически, как о теоретической возможности. Теперь эта возможность может быть реализована со ссылкой на волю народа, поддержавшего политику президента.

Параллельно с экспансией будут усиливаться и политические репрессии внутри страны. Это неизбежно, такова логика авторитаризма – агрессия и репрессии идут рука об руку в авторитарном режиме. Мы можем ожидать новых кампаний ненависти, массовых арестов явных и скрытых противников режима (в том числе недовольных или сомневающихся среди кремлевской элиты), создания политических концлагерей, закрытия границ, возвращения смертной казни, серьезного ужесточения уголовного законодательства.

«Убедительная победа» Путина будет истолкована в Кремле как карт-бланш на противостояние со всем миром и, прежде всего, со своими ближайшими соседями. Кажется, ближайшие соседи хорошо это понимают, в отличие от не ближайших. В их памяти еще свежи события новейшей истории с утратой суверенитета, военным вмешательством, беспощадными депортациями и длительной оккупацией. Они справедливо опасаются повторения истории и не в виде фарса, а в виде новой трагедии.

Можно ли что-то сделать, чтобы всего этого не случилось? Вероятно, можно. Изменить что-то внутри страны у российского общества возможностей все меньше и меньше. Они еще есть, но организованное противостояние с властью настолько рискованно теперь, что охотников в открытую пободаться с режимом в России почти не осталось. И прогноз, к сожалению, печален: чем сильнее будут репрессии, тем ниже будет потенциал сопротивления. В конце концов, политическая оппозиция (то, что от нее осталось) превратится в диссидентское сопротивление, представленное людьми, коллективно защищающими свое достоинство и личную свободу.

Остаются кое-какие возможности и у западных демократий. Этих возможностей теперь существенно меньше, чем раньше. Драгоценное время они потратили на ублажение диктатуры и взаимовыгодное торговое сотрудничество с ней. Теперь за дешевый газ приходится платить кровью, пока только украинской, но это лишь начало. Не знаю, учат ли чему-нибудь ошибки прошлого, но было бы хорошо, если бы Запад адекватно реагировал на события сегодняшнего дня, а не вчерашнего. А еще лучше – с учетом дня завтрашнего.

Видео
Главная / Статьи / Мнение / Александр ПОДРАБИНЕК: «За дешевый газ приходится платить кровью, пока только украинской, но это лишь начало»