Про 87%. Почему это важно?
Отдельное спасибо тем комментаторам, которые как новость сообщают на 25-м году правления Путина, что цифры нарисованы.
Диктаторы всегда рисуют (да и вообще, в силу отсутствия равного доступа к СМИ и прочему, результаты никак нельзя считать «реальными» выборами), но важно, СКОЛЬКО они чувствуют для себя комфортным нарисовать. Напомню, что в 2012 году на фоне массовых протестов Путин нарисовал себе только скромненькие 63,6%, чтобы никого не раздражать. В 2024-м же мы видим выход за всякие рамки приличий – как индикатор растущей «оторванности» режима, который больше не заботит ни какой-то учет интересов либерального меньшинства внутри (что продемонстрировало со всей четкостью и убийство Навального), ни Запада извне (что также понятно с 2022 года, но лишний раз подчеркнуто).
Никаких сдержек и правил приличия больше нет, и Путин этим результатом дает себе зеленый свет на все.
«Мы едины, неуязвимы, – как бы говорит Кремль. – И пойдем в войне против Запада до конца. А вы это примете». Кстати, окончательный разрыв с Западом и террор, развязанный против либеральной оппозиции, – это звенья в одной логической цепи для Путина, поскольку КГБ видит либеральную оппозицию строго как агентов Запада и никак иначе.
Что тут нового?
Да, это продолжение тренда, который усиливается и не видит для себя никакого сопротивления. Казалось бы, новое как раз должно быть для тех комментаторов, которые считают толпу, вышедшую на похороны Навального или пришедшую к заграничным участкам, «силой». Для Кремля это не сила, что со всей очевидностью показывает результат в 87%.
О том же свидетельствует факт произнесенной наконец-то Путиным фамилии Навального после выборов: в лучших гэбэшных традициях не упоминал, пока считал угрозой, чтобы не делать рекламу. Теперь этого ограничителя больше нет.
Что дальше?
«Ну чего еще можно от Путина ожидать», – пишут мне в комментариях люди с явным отсутствием воображения.
Ожидать можно многого, конечно. Это и новая волна мобилизации для мощной атаки на Украину. И массовый террор внутри страны (он рос, но пока оставался точечным). И ключевое – растущая вероятность столкновения с НАТО в будущем, что все активнее начинается обсуждаться. Скучно не будет.