Вне сомнений, каждая эпоха и в любой стране требует определенных лидеров.
Как и вне сомнений, что лидеры, которые долго засиживаются во власти, теряют чувство реальных задач перед государством. Даже в демократиях. Скажем, эпоха «меркелизма» признается ошибочной в ряде сфер (например, в энергетике, сильно ориентированной на российские ресурсы). В автократиях – и подавно (посмотрите на Россию и Беларусь).
Текущие «выборы» в России (и я уже об этом писала, и не только я), по сути, стали картинкой и цифрой для демонстрации внутри и вовне «одобрения» курса на войну. В том числе на оккупированных Россией украинских территориях.
Мечтают ли российские граждане о вечной войне и «ядерном рае»? Очень сомневаюсь. Все-таки, на дворе XXI век. Но изменить военный курс тоже мало кто представляет как, кроме как через военное преимущество Украины и Запада.
И, тем не менее, все же, есть какая-то часть россиян, которые против войны и которые хотят видеть Россию другой. Вот они и должны четко артикулировать такой запрос.
Условно говоря, в свое время Политбюро не способно было на перестройку, поэтому и появился Горбачев.
А затем ему на смену пришел Ельцин, задача которого заключалась в том, чтобы осуществить переход от СССР к РФ.
Ну а дальше пришел Путин, потому что Ельцину были не под силу задачи 2000-х – подавление суверенитетов внутри РФ, построение госкапитализма.
А потом начался деструктив, начиная с разгрома крупных компаний, и дальше по нарастающей. От подавления какой-либо конкуренции в политике и экономике (вплоть до убийств оппонентов), подавления политики вообще – до полномасштабной войны против Украины.
За это время проскакивал Медведев с фразой «свобода лучше, чем несвобода». Но в итоге – в 2012 году победило охранительство, Путин вернулся, а Медведев превратился в пародию на самого себя, когда «несвобода лучше свободы».
В какой-то момент, уверена, возникнет запрос на незначительные изменения даже внутри этого режима. Вопрос, в какую сторону: условной незначительной «оттепели» или, наоборот, еще большего ужесточения, внутреннего переваривания войны? Скорее, второе. Но это будет в рамках действующей системы, а значит – тоже станет ее сохранением.
Поэтому важно, чтобы те российские граждане, которые имеют видение и понимание, формулировали запрос на изменения, кардинальную трансформацию РФ (если это возможно). С предельно понятным и четким перечнем задач, которые должны быть перед Россией в 21 столетии вместо войны и курса в прошлое. То есть не просто против войны (это и так понятно), а что вместо войны.
Тогда, быть может, начнет формироваться запрос и на того лидера, который будет способен эти изменения воплотить.