Создатели «Разговоров о важном» неожиданно изменили программу. На наступающей неделе в школах должны обсуждать тему «От южных морей до полярного края».
Есть «интерактивный элемент» — картинка, где крутится стрелка — и выбирает один из элементов. «Образование и наука», «Культура», «Туризм», «Промышленность», «Спорт», «Строительство». Это те темы, по которым педагог раздает детям уже подготовленные карточки, они на них читают информацию по достижениям в этой области и готовят вопрос для остальных.
Вот сидят ребята в разваливающейся школе где-нибудь в сибирском селе и читают про достижения в образовании. Или в городе, где ветеран войны, которому жить осталось всего ничего, по-прежнему стоит в очереди на квартиру, а сироте, вышедшему из детдома, чиновники предложили вместо полагающегося жилья разваливающийся дом в деревне. Читают про достижения культуры в стране, где в тюрьме людей пытают, заводя каждый день песню Шамана, а книги Людмилы Улицкой или Бориса Акунина снимают с полок книжных магазинов и библиотек.
Читают про промышленность в Череповце, где с первых минут пребывания в городе уже не можешь дышать, про туризм в тех местах, где вырубают леса и загрязняют реки. Про спорт! Как повезло тем, кто читает про спорт! Им, наверное, расскажут про Елену Исинбаеву, попавшую под санкции за поддержку режима, и уехавшую в Испанию от греха подальше. А потом надо будет вопрос для остальных придумать. Я предлагаю: «Какие достижения фальшивые?».
Еще ребятам покажут «вышитую карту России» — где все регионы представлены вышивками. Для «ДНР», «ЛНР», Запорожской и Херсонской областей тоже вышивки придумали — замену, так сказать, вышиванкам. Особенно хороша Запорожская область, где все покрыто крестиками — это что, могилы убитых жителей?
Рисунки сделаны специально «детскими», очевидно, чтобы школьникам больше понравилось. Здесь есть кораблик, идущий около Северного полюса и украшенный антенной, похожей на крест. Поэтому выглядит он как надгробие — это символ гибели российской науки? Есть взмывающая в небеса ракета, очевидно, показывающая полный развал космической отрасли. Есть самолет, летящий в сторону Америки (бомбить?), есть Керченский мост — почему-то не развалившийся, и количество украденных миллионов не указано, и есть Спутник V, пристегнутый к Сибири и Дальнему Востоку.
И все это, чтобы внушить детям чувство гордости — а на самом деле, чтобы создать подушку безопасности перед выборами — вот как у нас хорошо! Мы не воюем, а проводим спецоперацию, мы никого не гноим в тюрьмах, мы не разворовали всю страну.
Мысль о том, что мы должны гордиться своей страной, всегда казалась мне странной. Любить, переживать, изучать — понятно. Почему надо гордиться тем, что сделали другие? Гордись собственными достижениями, если они у тебя есть.
А уж в нынешних обстоятельствах провозглашать на уроках «единство народов России», «любовь к Родине» и «созидательный труд» — как написано на «вышитой карте» — это уж просто, господа, ни в какие ворота не лезет.
Что с этим делать в классе? Видео к новой «предвыборной» теме мы записать не успели, но могу посоветовать посмотреть наши предыдущие видео. Хотите о единстве народов России — посмотрите «Что такое родина» или эфир «Чей Крым?»Хотите о «выдающихся достижениях» — «Как найти свое место в обществе», «Россия – взгляд в будущее».
И из какого бы вы ни были региона, пожалуйста, не внушайте детям, что они живут в игрушечной «вышитой карте России», где все всем довольны и все всем гордятся. Если вы не решаетесь говорить о том, насколько Россия больна, расколота, разворована и залита кровью, то хотя бы не повторяйте пропагандистских восхвалений.