Катерина МАРГОЛИС: «Вместо выдуманного Папой белого флага я бы предпочла увидеть реальный белый дым над Ватиканом»

Недавно мой друг редактировал статью для одного англоязычного научного журнала. Речь шла об архиве внутренних документов Ватикана во время Второй мировой. Я была в это время в отъезде, и он то и дело звонил мне и кричал в трубку: «Нет, ты только послушай!» – и зачитывал очередной циркуляр за подписью Папы и кардиналов, где черным по белому было написано: «Успокойте местных приходских священников христианским участием, заверьте их — пусть думают, что их письма и призывы в работе и мы занимаемся спасением евреев, на деле же продолжайте прежнюю линию Святого Престола». Прежняя линия Святого Престола вела прямыми рельсами в Освенцим.

Не буду утомлять давно известными фактами. И все равно чтение реальных документов церкви, в центре религии которой стоит тема любви к ближнему, — потрясает. Не говоря уж о покаянии.

Единственным и первым в истории Папой, последовательно работавшим над этим, был польский Папа Войтыла — Иоанн Павел II. И внутреннее сопротивление Ватикана и всей церкви было огромным.

Лишь в 1996(!) году появилось официальное заявление, что Ватикан слишком терпимо относился к фашизму и не боролся с ним всеми средствами. В 1997 году он принес покаяние за Холокост, сказав что «совесть христиан молчала под нацизмом, и христиане не оказывали нужного духовного сопротивления преследованию евреев».

В 1998 году вышла книга итальянского журналиста Луиджи Аккаттоли (Luigi Accattoli) When a Pope Asks Forgiveness: The Mea Culpas of John Paul II («Когда Папа просит прощения»).

В 1982 году Папа извинился за «ошибки» инквизиции, впоследствии несколько раз осудил ее за «нетерпимость и даже насилие в служении правде». В 1984 году во время путешествия по Америке принес извинения за «грубые ошибки» миссионеров и насилие по отношению к индейцам. В 1985 году попросил прощения у африканцев за жестокое обращение с ними колонизаторов.
В 1992 году публично попросил прощения у покойного Галилео Галилея, объявил решение инквизиции ошибочным и реабилитировал ученого, вернув ему «право быть законным сыном церкви». Затем были реабилитированы Джордано Бруно, Савонарола, Ян Гус и Мартин Лютер.

В 1995 году Иоанн Павел II обратился к женщинам мира и покаялся в соучастии церкви в их притеснении, принес извинения за несправедливость и дискриминацию в оплате труда, карьере и во всем, что относится к демократическим правам и обязанностям граждан. В 1995 же году от имени католической церкви попросил прощения за зло, содеянное «братьям из других конфессий».

И так далее.

12 марта 2000 года Папа служил торжественную мессу Mea Culpa в церкви Святого Петра в Ватикане, во время которой состоялось общее покаяние и «очищение памяти» в нетерпимости и насилии, совершенных в отношении инакомыслящих; покаяние в организации религиозных войн и крестовых походов, в насилии и жестокости, использованных инквизицией; покаяние в грехах, нарушивших единство христиан, прегрешениях против евреев; покаяние в грехах против прав народов – неуважение к иным культурам и религиям; покаяние в прегрешениях против человеческого достоинства, против женщин, против отдельных рас и народностей; покаяние в прегрешениях против прав личности и против социальной справедливости. По словам Папы, он «молит прощения у Бога за несправедливость, которую допустили за прошедшие столетия христиане».

Но исключение лишь подтверждает правило. И нынешний Папа Бергольо в своем традиционном латиноамериканском левом антиамериканизме не просто последовательно проваливает все, что касается преступной роли России.

Все помнят сначала попытку соединить россиянку и украинку для несения креста на предпасхальной процессии via crucis в 2022-м, вскоре после Бучи в разгар уничтожения Мариуполя, закономерно вызвавшую бурю возмущения, потом высказывание о «мирном русском народе» и о том, что зло в Украине творят представители народов Кавказа и буряты : «Когда я говорю об Украине, я говорю о народе, который принял мученическую смерть. Если у вас есть люди, ставшие мучениками, у вас есть кто-то, кто их мучает. Когда я говорю об Украине, я говорю о жестокости, потому что у меня есть много информации о жестокости вводимых войск. Как правило, самыми жестокими, пожалуй, являются те, кто из России, но не придерживаются русской традиции: чеченцы, буряты и так далее», – сказал папа Франциск 28 ноября 2022 года.

А затем, уже в августе 2023-го, Папа совершил экскурс в русскую литературу и историю при обращении к российским студентам: «Никогда не забывайте о наследии. Вы наследники великой России: великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, [страны] большой культуры и большой человечности. Никогда не отказывайтесь от этого наследства, вы наследники великой матушки-России, идите вперед с этим. И спасибо вам. Спасибо за ваш способ быть, за ваш способ быть россиянами», – сказал тогда Франциск.

Теперь Папа призывает Украину поднять белый флаг — то есть de facto отрекается от своей веры и призывает признать победу Зла.

Папа и злодейство – две вещи несовместные?
В теории.
На практике все иначе.
Кому служит Папа — вопрос не только его личной совести. Папа— политическая фигура. Боюсь, кто-то последовательно помогает ему в написании и трансляции подобного рода идей.

В Италии церковь до сих пор недоотделена от государства. Этот спрут опутывает каждый сантиметр местной жизни. И несмотря на последовательно проукраинскую позицию нынешнего правительства Мелони и поставки оружия, путинские нарративы, пропаганда эксплуатируют не только чисто экономические интересы, но и итальянскую коммунистофилию, антиамериканизм и очень основательно укорененный миф об особой, таинственной и прекрасной русской душе и духовности — от Достоевского до Тарковского.

Сочетания Santa Russia и grande madre Russia по-прежнему звучат, но хотя бы уже не из каждого, а из каждого третьего утюга. Это не удивительно. Ведь миф о «святой Руси» и «великой культуре» так давно и последовательно внедрялся (в том числе не в последнюю очередь усилиями левых славистов, которым тоже предстоит еще пересмотреть свою роль и признать моральную долю своей ответственности) в головы поколений и поколений — в том числе католиков, что кадров Бучи, Мариуполя, эксгумаций в Изюме и завалов Днепра, Кривого Рога и Краматорска, свидетельств о пытках, о массовых инасилованиях, о расстрелах пленных, затопления Каховки и убийства одесских детей оказалось совершенно недостаточно, чтоб извлечь его оттуда.

Это работа на поколения. Но уже сегодня, как и многие итальянцы, вместо выдуманного Папой белого флага я бы предпочла увидеть реальный белый дым над Ватиканом.

Habemus Papam?

No, grazie.

Главная / Статьи / Мнение / Катерина МАРГОЛИС: «Вместо выдуманного Папой белого флага я бы предпочла увидеть реальный белый дым над Ватиканом»