Хорошо госпоже Шульман: ее Навальный «выкупил у этого позора». А вот меня – нет. Я, как и все россияне, которые занимались общественной деятельностью в последние десятилетия, отвечаю за ее результаты или отсутствие оных. И это действительно позор.
Мы не смогли помешать фашизации своей страны и подготовке агрессивной войны. Мы ответственны за смерти и страдания людей в Украине. Может быть, Шульман и не стыдно разговаривать с «сытыми европейскими личностями» (она, видимо, недоедает, пользуясь их гостеприимством, отсюда сарказм), а меня от позора при таких разговорах никто не избавил.
Гарантировано избавлены от чувства позора за действия своей страны только те россияне, кто сейчас воюет против нее в Украине, сидит в российских тюрьмах, продолжает в России в подполье или открыто противостоять режиму, рискуя свободой. Я к ним не отношусь. И прятаться за трагическую смерть Навального – не хочу. Это, конечно, очень удобно, «пользительно и хитро». Но каждый отвечает за себя.
Используя известный интернет-мем, можно сказать, что мы «просрали все полимеры». Пока одни болтали о каких-то спящих институтах и называли откровенно фашистский режим гибридным, а другие играли в манипулятивные политтехнологии, режим подготовил безумную агрессивную войну, грозящую мировой катастрофой. Все окна возможностей как-то остановить монстра и в 90-е, и в 2011–2012 годы, и позднее «мы прогалдели, проболтали, пролузгали, пропили, проплевали». По инерции продолжаем болтать и сейчас, некоторые даже продают свою успокоительную болтовню зависимым от нее болтопотребителям…
И это действительно позор.