Григорий АМНУЭЛЬ: «Вера в бесплатную раздачу нового платья надежды остается незыблемой»

Самыми обсуждаемыми в российском пространстве в январе оказались две темы – новый фильм «Мастер и Маргарита» и очереди подписантов за Надеждина. Даже находящиеся в эмиграции прямо или косвенно активно включились и в полемику, и в процесс.

 

Фильма не видел и обсуждать его достоинства или недостатки точно не собираюсь. Обсуждать сложности или,  наоборот, широкие возможности экранизации одного из самых популярных романов, написанных на русском языке в ХХ веке, считаю вообще глупым. Михаил Булгаков действительно создал столь многоплановое как по временным периодам, так и по персонажам полотно, что у режиссера появляется бесчисленное множество прочтений или хотя бы извлечения отдельных сюжетных линий. Сравнивать новый фильм с предыдущими, как постсоветскими, так и зарубежными, вообще бессмысленно. Тем более со спектаклями и, прежде всего, со спектаклем Любимова–Боровского на Таганке.

 

Однако одно сравнение или, если хотите, понимание, представление даже не видевшего фильм преследует – время и место действия. Показать, выпустить в прокат его именно сейчас – отличная задумка продюсеров! Почему? Да потому что при всем обилии и часто ужасе происходящего и в романе, и в жизни одна из самых популярных и запоминающихся глав-сцен романа – сеанс черной магии в московском варьете – удивительно соответствует текущему моменту.

Толпа ринувшихся за новыми платьями на сцену, хватавших летящие на них купюры сильно напоминает эйфорию вокруг для многих неожиданно появившегося с экрана телевизоров в качестве «альтернативного, нового» платья так называемого кандидата тов. Надеждина. Даже явление Ксюши не поднимало такой волны, а девушка со связями и не без таланта.

 

Энтузиазм, почти граничащий с эйфорией, захватил даже эмиграцию, бросившуюся частично срочно выступать со словами поддержки и даже собирать подписи. Хотя очевидно использование их штабом кандидата могло стать только игрой в поддавки с непроницаемым и всесильным Центризбиркомом и его вагоновожатой, бывшей комсомолкой и демократкой. Голову бы отрезало без всякого масла, а так еще может поговорить.

С момента описанной в романе одной из кульминационных сцен прошел почти век, чего в нем только ни было, а публика, т.е. электорат, остались прежними, хотя вроде уже даже квартирный вопрос не стоит очень остро – как минимум в Москве. Однако вера в бесплатную раздачу нового платья надежды, в денежный дождь, манну небесную и светлое будущее остается незыблемой. Ураганом, водоворотом завлекает и затягивает в воронку происходящего, лишая малейших способностей к анализу. Что же, придется спокойно подождать окончания очередного сеанса  массового раздевания и превращения купюр в бумажки.

 

Продюсеров фильма и выборного процесса это не касается. У них пока точно все будет в порядке, как и у актеров, всегда готовых за приличный гонорар выйти на сцену. Остальным стоит лелеять надежду на то, что это сеанс серой магии…

Главная / Статьи / Мнение / Григорий АМНУЭЛЬ: «Вера в бесплатную раздачу нового платья надежды остается незыблемой»