Путинские фашистские идеологи предприняли очередную попытку захватить Институт философии РАН. Повод – увольнение некоего зетника Черняева, которого они давно двигают в руководители института. Стоит за этой кампанией олигарх Малофеев, а участвуют в ней «Царьград», «Завтра», Readovka, Дугин, Чадаев и другие урапатриоты.
В этой истории самое интересное – аргументация обвинителей ИФРАН, свидетельствующая об окончательном переходе России от авторитаризма к тоталитаризму. Теперь от людей (в данном случае – сотрудников этого института) требуется не просто не сопротивляться преступлениям власти (как при авторитаризме), а активно соучаствовать в них (как в сталинском тоталитаризме).
Сравните две цитаты. Первая – автора книги «Путин. Его иделогия» Алексея Чадаева, обличающего сотрудников Института философии РАН. Вторая, демонстрирующая ту же тоталитарную логику, – из «Шапки» Войновича.
1. «А кто еще из Института хотя бы этот самый один раз туда (на Донбасс) съездил за все это время? Или хотя бы сказал, написал публично что-то, как-то обозначил позицию (по поводу войны)? Объяснять специально, почему это настолько важно именно от философов и именно сейчас? Единственный сотрудник ИФРАН, кроме Черняева, который очень ясно, однозначно и публично занял позицию, — это экс-замдиректора института Ю.В.Синеокая, борющая ныне из Парижа агрессивного агрессора. Но я повторяю: даже такой выбор заслуживает куда большего уважения, чем как у остальных — «нас это не касается, мы тут книжки читаем».
2. «Ты будешь писать о хороших людях, будешь делать вид, что никакой такой советской власти и никаких райкомов-обкомов вовсе не существует, и будешь носить такую же шапку, как я? Дудки, дорогой мой. Если уж ты хочешь, чтобы нас действительно уравняли, то ты и в другом равенства не избегай. Ты, как я, пиши смело, морду не воротя: «Всегда с партией, всегда с народом»… Ты вот тоже в турпоездке в Париже был. Тебе там вопросы задавали? Задавали. А ты что отвечал? Ты отвечал, что политикой не интересуешься, географией тоже и, где находится Афганистан, точно не знаешь…Ты думаешь, ты против советской власти не пишешь, а мы тебе за это спасибо скажем? Нет, не скажем. Нам мало того, что ты не против, нам надо за».
Я думаю, что Институт философии РАН обречен. Обречены и любые попытки российской интеллигенции скрыться от тоталитарной идеологической мобилизации за «малыми делами» или в тиши научных библиотек. Если путинский режим просуществует еще хоть пару лет, интеллигенция, не успевшая сбежать и не спешащая сесть в тюрьму, будет принудительно призвана на иделогическую службу режиму.