Прошел один год и двести сорок семь дней войны. На сегодняшних картах ISW отчетливо видны значимое продвижение ВСУ на запад от Работино на мелитопольском направлении и едва заметное их продвижение севернее Курдюмовки, что под Бахмутом. На остальных участках фронта никаких изменений за сутки не произошло.
Плацдарм ВСУ на левом берегу Днепра в районе Антоновского моста стоит как вкопанный, что, видимо, сильно раздражает российское командование и лично Путина (или его двойника, что по нынешним временам одно и то же).
Причем раздражает настолько, что Путин принял решение заменить командующего группировкой «Днепр» генерал-полковника Олега Макаревича (который допустил возникновение плацдарма) на небезызвестного генерал-полковника Михаила Теплинского (бравого командующего российскими ВДВ).
Поможет ли это Путину – неизвестно. В конечном итоге все зависит не от командующего, а от того, есть ли у путинских фельдмаршалов резервы, чтобы бросить их на сдерживание ВСУ на этом направлении. Если резервы есть, то таланты командира имеют значение, а если нет, то будь ты хоть Наполеоном Бонапартом, все равно ты будешь вынужден отступать.
Сегодня журнал TIME опубликовал большой материал о том, как воспринимает текущую ситуацию Зеленский. Статья называется «Никто не верит в нашу победу так, как я. Никто». По словам автора, Саймона Шустера, который провел много времени вместе с Зеленским и в Киеве, и в его поездке в Вашингтон, Зеленский не видит альтернативы продолжению войны и ни при каких обстоятельствах не готов начать переговоры с Россией.
Он считает, что Запад предал его, что потеря интереса к Украине на Западе – это данность, которая усугубляется еще и событиями на Ближнем Востоке. Но тем не менее он не видит другого выхода, кроме как продолжать войну всю зиму и дальше, даже несмотря на то, что общественная поддержка снижается. «Я не думаю, что Украина может позволить себе устать от войны», — говорит Зеленский.
Один из членов команды Зеленского говорит о том, что «обычный блеск его оптимизма, его чувство юмора, его склонность оживлять встречу в военном кабинете небольшим подтруниванием или непристойной шуткой — ничего из этого не сохранилось. Теперь он приходит, получает новости, отдает приказы и уходит».
Другой член его команды тоже говорит, что больше всего Зеленский чувствует себя преданным своими западными союзниками. «Они оставили его не только без средств победить в войне, но и без средств выжить в ней», — пишет TIME.
Тем не менее, по словам автора статьи, Зеленский твердо намерен продолжать воевать, а «его вера в окончательную победу Украины приобрела такую форму, которая беспокоит некоторых его советников», «его непоколебимость граничит с мессианством». «Он обманывает себя. У нас нет вариантов. Мы не побеждаем. Но попробуй сказать ему это», — признался изданию один из ближайших помощников Зеленского.
В статье еще много чего написано и про коррупцию, и про нехватку личного состава, и про отказы командиров исполнять приказы, идущие из Офиса президента.
Для того, чтобы переломить ситуацию, Офис президента готовит отставки в военном руководстве из-за медленного контрнаступления. «Перед началом зимы готовятся серьезные изменения в военной стратегии. В частности, речь идет об увольнении по меньшей мере одного министра и «старшего генерала», ответственных за медленное наступление на фронте», – пишет TIME.
Все выглядит очень депрессивно. Но я почти уверен, что аналогичные настроения царят и в стане россиян. Там тоже понимают, что война зашла в тупик и уверенность Путина в том, что он может добиться своих целей, носит характер паранойи. Конечно же, и мрачный путинский энтузиазм почти наверняка не разделяется его командой, а многочисленная челядь за спиной своего хозяина крутит пальцем у виска.
Наверное, это закономерный этап войны. Невозможно долго находиться в состоянии такой нечеловеческой экзальтации. Рано или поздно наступает период депрессии.
Но есть важное отличие. Военный потенциал России ограничен возможностями ее ВПК.
Северная Корея и Иран, даже если захотят, немного смогут добавить к нему, а других союзников у России нет.
Что же касается Украины, то потенциала помогающих ей стран вполне достаточно для того, чтобы одержать победу. В этом и заключается фундаментальная разница: Россия, даже если захочет, не сможет победить, поскольку не имеет такой возможности, а вот Украина вполне может одержать верх, нужно лишь, чтобы этого захотели в США и Европе.
Зеленскому, вопреки его желаниям, надо перестать требовать от своей армии наступать. Пусть она уничтожает военный потенциал Путина, сидя в обороне. А пока этот позиционный цугцванг продолжается, заниматься уговорами своих западных союзников. Пусть Зеленский всю свою веру в победу потратит на красноречие, а не на руководство военными операциями, в которых он ничего не смыслит. Шансы на успех в таком случае будут намного выше.
Объективно, Америка рано или поздно должна понять, что война расползается по всему миру, но ее источником является отнюдь не ХАМАС или Хезболла. И даже не Иран. Корень проблем – в Москве. И чтобы победить Израилю в Газе, нужно дать достаточно оружия Украине. В противном случае такого рода конфликты, как теперь на Ближнем Востоке, всегда будут борьбой со следствиями, а не с причиной. И если этого не поймет нынешняя администрация в Белом доме, то это поймет следующая.
Еще раз: победа над Путиным принесет мир не только в Украину, но и на Ближний Восток. Это и должен объяснить Западу Зеленский. Это уж во всяком случае сделать легче, чем победить Путина без достаточного количества оружия (что пытается сделать Зеленский сегодня). И еще это легче сделать потому, что это правда.
То, что ему до сих пор не удалось убедить в этом Запад, вовсе не означает, что нужно прекратить усилия. В любом случае, другого варианта нет. Поэтому нужно долбить в эту точку до тех пор, пока стена непонимания не рухнет. И она рано или поздно рухнет, потому что наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
Слава Украине!🇺🇦
I❤️🇮🇱