1 сентября было опубликовано предложенное мной обращение к гражданам России. Его подписали социолог и журналист Игорь Яковенко, социолог и публицист Игорь Эйдман, петербургский политик Максим Резник, петербургский историк и журналист Максим Кузахметов, петербургский политик и общественный деятель Сергей Гуляев.
Его содержание можно кратко выразить в следующих тезисах:
— Режим Путина — фашистский с явными признаками нацизма.
— Развязанная им война — глобальная война между деспотизмом и свободой, экзистенциальная война за ценности, за мироустройство, за то, что в будущем мире будет можно, а что в нем будет нельзя.
— В этой войне невозможен компромисс. Чтобы был восстановлен миропорядок, при котором нельзя нападать на соседнюю страну с целью принудить ее к подчинению при помощи массового убийства ее граждан, российский агрессор должен потерпеть поражение. Агрессор не должен получить ничего — ни захваченных территорий, ни права диктовать Украине внешнюю и внутреннюю политику. И он должен поплатиться за агрессию.
— Мы против попыток «заморозить конфликт» по фактической линии фронта. Это лишь позволит агрессору закрепить за собой захваченное и окончательно обрушит существующий международно-правовой порядок.
— Мы против попыток западных лидеров уклониться от «эскалации конфликта». Это лишь позволяет режиму Путина шантажировать мир той самой эскалацией. Соучредители нынешнего международно-правового порядка несут перед миром ответственность за его сохранение и должны проявить готовность его защищать вплоть до использования собственных вооруженных сил против агрессора.
— Мы готовы всеми доступными средствами содействовать возвращению к границам 2013 года, свержению режима Путина, радикальному обновлению циничных и продажных путинских «элит», денуклеаризации и деимпериализации России. Мы приветствуем любые формы сопротивления путинской диктатуре и развязанной ею войне — как мирные, так и вооруженные.
Заканчивается обращение предложением ко всем, кто разделяет наши взгляды, считать себя участниками Фронта антипутинского сопротивления. Такого фронта как организации пока не существует. Мы лишь пытаемся предложить хотя бы предварительную, но в то же время достаточно внятную идеологическую платформу для такого политического движения.
Мы приглашаем присоединиться к нам людей, которые, во-первых, понимают, что в этой войне нельзя быть просто «против войны». В ней нельзя быть «над схваткой». Попытка соблюдать или хотя бы изображать некий «нейтралитет» лишь играет на руку агрессору, ибо как бы уравнивает его с жертвой агрессии. Ставка в этой войне — мир, в котором мы и наши потомки будем жить. И тут каждый должен занять чью-то сторону.
Мы обращаемся к людям, которые, во-вторых, не желают смириться с торжеством миропорядка, который навязывает человечеству Путин. Миропорядка, основанного на принципах капитана Ларсона из «Морского волка» Джека Лондона, который просто хочет быть самым большим куском закваски. Мы обращаемся к людям, не согласным с теми, кто утверждает, что глобальный либеральный проект, ограничивающий насилие и жестокость правом и моралью, оказался человечеству «не по возрасту».
И, наконец, мы обращаемся к людям, готовым бороться за этот глобальный проект, невзирая на жертвы. Потому что им не нужен мир Путина. Им не нужен мир, в котором есть Путин. До сих пор призывать других людей идти на жертвы в антипутинской среде считалось морально недопустимым. Мы считаем, что развязанная путинской Россией глобальная война требует переступить и этот барьер. И должны найтись люди, которые возьмут на себя такую ответственность.
Эти люди должны прямо призывать граждан России отказываться от службы в путинской армии захватчиков, оккупантов и убийц, несмотря на угрозу тюрьмы. Отказываться от участия в пропагандистских мероприятиях властей, несмотря на угрозу увольнения. Использовать любую возможность, чтобы продемонстрировать свое неприятие диктатуры и ее войны вопреки не только властям и начальству, но и собственной конформистской среде.
Мы предлагаем консолидацию на основе ценностей. Ценностей свободы, справедливости, солидарности, верховенства права, приоритета прав человека. Ценностей непримиримости к тиранам и палачам. Ценности нетерпимости к их холуям и пособникам-приспособленцам. Сила ценностей не только в количестве их приверженцев, но и в твердости, с которой их отстаивают.