Профессор Анджей НОВАК: «Кремль рассматривает Польшу как опасный проект восстановления Речи Посполитой – союза Польши, Литвы, Беларуси и Украины, направленного против России»

Известный польский историк объяснил, чем опасно путинское понимание Центральной Европы

Рассуждения о том, какое место занимает Центральная Европа в идеологии Кремля, думаю, нужно начать с определения базовых понятий: что такое Центральная Европа, что из себя представляет Кремль и что такое, собственно, его идеология. С точки зрения Кремля, то есть Путина и его администрации, которые являются одним из главных, хоть и не единственным, центром генерирования идеологии в России, центр Европы – это Германия. Ну, может, Германия и еще Франция. Именно так видит Европу Путин, который пытается реализовать свою имперскую политику – по согласованию с этим центром Европы. А мы, жители той части Европы, которая принадлежала к советскому лагерю, вкладываем в понятие «Центральная Европа» несколько иной смысл. Для нас это группа стран, которая находилась в тени советской империи и включала территории от Эстонии, а может, даже и от Финлянии, где сто лет все-таки правила Российская империя. Вот от Финляндии – через Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и т.д. – вниз, к Болгарии. И здесь я хочу задать важный вопрос: а Украина и Беларусь входят в такое понимание Центральной Европы? Как на этот вопрос отвечают Путин и его администрация?..

Я согласен с основателем Форума свободной России Гарри Каспаровым, который считает, что проблема не в одном лишь Путине, что она более глубока. Проблема – в современной элите, которая правит Россией. Кроме самого Владимира Путина и его администрации, можем выделить еще два важных центра создания российской идеологии. Первый – это то, что можно было бы назвать военно-промышленным комплексом. То, что представляет традицию военного лобби в России. Тут и память о Второй мировой как Великой Отечественной, и память о России как стране, которая всегда защищается от внешних агрессоров и только освобождает все народы вокруг. Два идеологических момента, которые произрастают именно на военной почве. И второй центр создания мифов и идеологем – православные круги. В их идеологии четко определена граница между православным миром и «враждебным латинским миром» – Западом. Запад, согласно их установкам, разлагается сам и разлагает других, а значит, весь мир нужно освободить от «скверны» –  ввести истинную веру, то бишь православие. С этим, разумеется, связано представление о Москве как о Третьем Риме.

Если мы хотим понять, как Центральная Европа видится с башен Кремля, – давайте вспомним, что нам сказал сам Путин. Насколько мне известно, в первый раз он раскрыл свои взгляды на форуме в Гамбурге – в 1994 году. Это был немецко-российский форум, где он выступал как вице-мэр Петербурга. Так вот, он был возмущен формулировкой, прозвучавшей незадолго до этого мероприятия. Что Россия – это страна, которая имеет постимпериальные комплексы. Он доказывал обратное: «Россия никогда не была империей, мы не империя! Русских как народ все постоянно обижают!». И это русские – заявил он тогда – главные жертвы самой большой катастрофы ХХ столетия, которой он считает распад Советского Союза.

Но даже не на эти пассажи я хотел бы обратить ваше внимание, а на слова молодого Путина, обращенные к организаторам того форума. Он сказал следующее: «Самое важное – чтобы наши партнеры (то есть немцы или немцы и французы. – А.Н.) признали законность интересов российского государства и российского народа». Это вроде бы банально звучит, ведь каждый хочет, чтобы интересы его страны и народа были защищены, чтобы с ними считались. Но Путин вкладывал в эти слова другой, особый смысл. Он явно подразумевал, что украинцы и  белорусы – тоже русский народ. И Украина, мол, должна быть наша, и Беларусь.

Польшу эта ситуация непосредственно как бы не задевает – хотя бы потому, что Польша дальше. И, представьте себе, даже сейчас в Польше находятся идиоты, которые говорят: «Да хотят русские Украину и Беларусь – пускай себе берут!». Таких идиотов немного, но они есть – и иногда не стесняются высказываться.

Однако не стоит забывать, что Кремль идентифицирует Польшу как опасный проект восстановления Речи Посполитой, то есть унии Польши, Литвы, Беларуси, Украины – направленной против России. И потому, конечно же, Россия должна всеми силами пытаться ослабить Польшу – чтобы та была неспособна создать подобный союз. И если кто-то считает, что интересы путинской России не затрагивают всю Центральную Европу, а только Украину и Беларусь, то он сильно ошибается. Цель Путина – страны Центральной Европы ослабить, а договариваться только с Германией или Германией и Францией.

Интересы путинской России, которая наследует традиции России имперской, – это интересы как минимум региональной империи, которая пытается доминировать на значительной или даже на всей территории бывшего Советского Союза. И Путин, и его пропагандисты часто апеллируют к американским представителям политического реализма вроде Киссинджера: мол, Мексика – это ваш дворик, а Польша – это наш. Мы не будем присоединять «нашу Мексику» к России, но наши интересы должны здесь учитываться.

И что мне как гражданину Польши кажется особенно опасным: такая точка зрения находит отклик со стороны потенциальных партнеров на Западе. Сама по себе Россия не опасна для Польши. Но она становится опасной, когда находит партнеров на Западе. И если война затянется и Россия сможет убедить какую-то часть западных элит, что нужно поделиться влиянием – на территориях, которые слегка дикие, слегка мешают, вам их сложно контролировать, мы поможем… Не хочется представлять, что в таком случае будет.

Путинская пропаганда работает именно на это – пытается представить Западу Литву, Латвию, Эстонию, Украину как страны, опасные для стабильного миропорядка. Как центры малых национализмов – как правило, антисемитские, фашистские, которые были колаборантами гитлеровской Германии. Причем Германия как центр нацизма никогда Путиным не рассматривается. Для него Германия – жертва нацизма. А вот главные «нацистские силы» у него – Литва, Латвия, Польша и Украина, и потому, мол, давайте, уважаемые Германия, Франция и, возможно, даже Соединенные Штаты, вместе их контролировать. Это так называемая игра в реализм, суть которой проста: договориться и поделить. То есть вот этот кусок Польши оторвать и отдать России, вон тот – отрезать Германии, как-нибудь договоримся… Такой взгляд на нашу часть Европы мне кажется особо опасным. Как и все разговоры в духе «дальше Украины он не пойдет»…

По материалам Круглого стола «Центральная Европа в идеологии Кремля» – специально для Института свободной России

Видео
Главная / Статьи / Мнение / Профессор Анджей НОВАК: «Кремль рассматривает Польшу как опасный проект восстановления Речи Посполитой – союза Польши, Литвы, Беларуси и Украины, направленного против России»