Гарри Каспаров об ошибочных оценках прошлого и их последствиях
Возвращение к историческим истокам сегодняшней трагедии является необходимым условием для того, чтобы мы поняли, в какой ситуации мы находимся и как найти из нее выход. Нынешняя российская элита во многом является заложником исторической мифологии, лжи, которая доминировала в советских школьных учебниках. Но надо также признать, что эта ложь не встречала никакого опровержения в учебниках истории на Западе. Советский союз всегда игнорировал тот факт, что Сталин был таким же зачинщиком войны, как и Гитлер, а западный мир смирился с этой оценкой.
И Сталин, и Гитлер были агрессорами. Попытка вывести СССР из категории стран-виновников в развязывании войны в категорию союзников во многом и создала тот фон, на котором вырос путинский реваншизм. Понять психологию сегодняшней российской элиты можно по оценкам событий Второй мировой. Если для Европы это слова «Никогда снова», то для России они означают «Можем повторить». Исторические мифы имеют очень опасную силу захватывать сознание людей и диктовать им поведение, базирующееся на абсолютно неправильной оценке прошлого. Во времена Советского союза роль ленд-лиза принижалась. Сегодня у меня складывается ощущение, что большинство даже образованных граждан России не очень точно себе представляют, кто воевал во Второй мировой войне.
Миф о ключевой роли СССР в победе над фашизмом создал абсолютно превратное представление о военной мощи Советского союза. Даже на Западе сегодня многие не понимают, что без американской помощи и второго фронта Советский союза в этой войне не выстоял бы. Исход Сталинградской биты — это результат невероятного технического оснащения Красной армии за счет американских поставок. Непонимание того, как шла война, непонимание соотношения сил, в этой войне привело к иллюзии, которая работает сегодня на две стороны и влияет на принятие решений как в России, так и на Западе. Наглость Путина в его решении о полномасштабной агрессии в феврале прошлого года базировалось на его уверенности в быстром захвате Киева, а Запад в свою очередь не предпринял никаких реальных действий, чтобы предотвратить нападение.
Мы живем в обстановке мифов, которые определяют множество сегодняшних решений. И если у нас нет возможности привести в чувство Путина и российскую пропаганду, то хотелось бы, чтобы от мифов отошло западное сознание. Сейчас настало время, когда коллективный запад должен наконец извлечь уроки истории и выступить с концепцией на будущее. Если война кончится без полного освобождения украинских территорий, то это будет поражением свободного мира. Не существует никаких промежуточных стадий. Путин ведет войну с НАТО и с теми принципами свободного мира, которые, как он считает, угрожают его власти. В войне принципов не бывает переговорного процесса. Такие войны заканчиваются либо победой одной стороны, либо другой. Вторая мировая не кончилась за столом переговоров, гражданская война в США тоже. Потому что на кону тогда стояли принципы, как и сегодня. Сейчас для нас очень важно зафиксировать, что любые попытки найти «компромиссное решение» — это попытки, игнорирующие историческую правду. Привязка сегодняшних событий к тому историческому опыту крайне необходима. Категорически невозможно допустить, чтобы Путин вел с кем-то переговоры и выставлял свои условия. Это преступный, криминальный режим, место которому на мусорной свалке.