В российском обществе не будет консенсуса по поводу войны. Даже после ее окончания. Все равно останутся люди, которые будут думать: вот, мы бы всем показали, если бы наши кремлевские воры нам не помешали! Но складывается другой консенсус: меняется формула.
Раньше мы наблюдали то, что называется формулой Володина, он ее озвучил давным-давно. Есть Путин – есть Россия. Нет Путина – нет России. Простая математическая формула в политике, по которой Россия во всех своих действиях была связана колючей проволокой – и вместе с Путиным попала в эту бездну.
Мне кажется, сейчас будет складываться другой консенсус. По иной формуле. Звучать она могла бы так: «Есть Путин – нет России. Нет Путина – есть шанс». И вот здесь парадоксальным образом (хотя с точки зрения знатоков истории, может быть, это не так уж парадоксально) отношение к Путину вызовет консенсус двух абсолютно противоположных страт российского общества. С одной стороны – это протестанты, антифашисты, антипутинисты, как угодно называйте, не важно. Речь идет о нас, для которых Путин был и остается преступником, и мы считаем, что пока он во главе России, у России нет шансов. Пока реализуется формула Володина.
С другой стороны – это партия, которую почему-то называют ультрафашистами либо турбопатриотами, хотя мне кажется, что если они и патриоты чего-либо, то только собственной шкуры. Типа Пригожина. Но эта партия идеологически оформилась, выросла на крови и войне, и ее представители искренне считают и прямо называют Путина лузером. И вот эта формула «проигравший – преступник» как раз и будет обеспечивать консенсус идеологически активных, мотивированных частей российского общества.
Я не могу судить обо всей России, но неплохо знаю Петербург, и мне кажется, что первых, протестантов, безусловно, больше, чем ультрафашистов. Почему вторые слышны гораздо лучше – думаю, тоже понятно, если не на эмоциях основываться, а на понимании, как работает эта система. Она создает необходимую среду, где упыри чувствуют себя органично – в этой соляной кислоте. Как рыба в воде или как человек в комфортных условиях. Потому упыри сегодня заметны и правят бал.