Если бы Запад вовремя ужесточил санкции, то эта война в такой кошмарной форме возможно бы не произошла. Осознавая масштаб трагедии, с которой мы сегодня сталкиваемся, уместно говорить о том, что политическая деятельность в России, точнее ее имитация, сыграла на руку путинскому режиму. Он укрепился, набрался сил, сумел расползтись по всему миру, прикрываясь фиктивными демократическими процедурами внутри страны. Запад отказывался видеть очевидные процессы и переходить к конфронтации, хотя Путин, как и любой диктатор, был достаточно откровенен. Подчеркиваю, что совсем не факт, что совместное своевременное выступление российской оппозиции о сущности режима перебороло бы экономические интересы западных политиков и бизнес-групп, но шанс на это был.
Важно понимать, что процесс трансформации путинского режима из мягкой диктатуры в тоталитарный фашистский режим был неотвратим. Сегодня же шанс на сохранение России, пусть даже в усеченном географическом формате, заключается в осознании масштабов трагедии, с которой мы имеем дело. Я каждый день смотрю на сводки из Украины и понимаю, что я тоже виноват в происходящем, потому что я не сделал всего, чтобы этого не случилось.
У сегодняшней оппозиции, которая оказалась в эмиграции, проблемы с рефлексией и эмпатией. Даже самые продвинутые, уважаемые и интеллигентные люди до Томаса Манна образца 1941 года не дотягивают. Есть вещи, которые просто выводят нас из цивилизованного пространства, а вернуться туда будет очень сложно. Это займет годы, а может быть и десятилетия. Я смотрю на статистику из Украины: 93 процента детей до 10 лет боятся, что их на следующий день убьют русские. Совершенно очевидно, что в сознании людей по всему миру закладывается определенный стереотип. Он имеет под собой самый страшный фундамент, построенный на крови. Перебороть эти тренды будет очень тяжело и болезненно.
Давайте признаем, что мы все в какой-то момент были неправы, просто каждый в разной степени ответственен. Давайте попробуем что-то сделать вместе, потому что кроме нас это делать попросту некому. Сейчас за границей оказалось много достойных людей, миллионы людей. В наших силах найти алгоритм взаимодействия с западным обществом и перебороть эту матрицу. Чтобы изменить эти тренды, необходимо быть объективными, понимать историю и динамику событий, вернуть себе рефлексию и эмпатию, а также понять, что личные разногласия не должны препятствовать нашему общему делу.
Мы пытаемся найти нашу тропинку в будущее. Туда, где наше место — среди стран евроатлантической цивилизации. Этот путь может оказаться очень запутанным и выйти на него будет непросто. Но мы должны попробовать.
Гарри Каспаров