Реминисценция. Исторический экскурс по аналогиям

Григорий Амнуэль: Превращение Шарикова в Человека сложнее, чем опускание человека до уровня Шарикова

Война перевалила отметку в три месяца… Материалов, аналитики, параллелей на любом языке сколько угодно, с этим можно мириться. С преступлениями оккупантов, с агрессией — невозможно. Перспективы окончания с каждым днем просматриваются все хуже… Боюсь, точка невозврата отдаляется от нас с быстротой ракеты. Война всегда и везде война. На полях сражений и в домах, даже очень удаленных от бомбардировок и ракетных обстрелов. Она проходит через умы, души, сердца. Увы, проходит по-разному, но часто не оставляя после себя ничего — кроме горя. Так происходит везде. В Беларуси, в Латвии, Литве, Эстонии, в Польше, в Украине, в России…

Остановлюсь на этих странах и позволю себе несколько реминисценций.

Беларусь

После 09.08.2020 народ и власть разделила непреодолимая пропасть, а с началом войны только усилилась. Куда идти народу — понятно. Другого пути кроме пути к истиной Свободе и Независимости нет, и альтернативы быть не может. Куда идти узурпировавшему власть и страну, вариантов чуть больше. Можно раствориться среди колоды постоянно тасуемых российских губернаторов, а можно пытаться продолжать лавировать. Но очевидно, даже трасса гигантского политического слалома всегда имеет финиш, и часто он совсем не тот, на какой надеется и о каком мечтает пустившийся во все нелегкие.

Реминисценция, наиболее напоминающая положение Лукашенко, — судьба Муссолини. Он хотя и привел Италию во Вторую мировую войну, но воевать активно на восточном фронте не очень стремился, тем более в роли второстепенного соучастника в целой плеяде других «сподвижников» нацизма. Да и национал-социализм ему был совсем не во всем по нраву. Так и лавировал, лавировал и докатился до расстрела на бензоколонке и повешения вниз головой своим собственным народом, который на определенном этапе так ему рукоплескал. При любом исходе войны, практически уверен — песня того, кто разочаровал большинство своего народа, спета.

Латвия, Литва, Эстония.

При различии исторического опыта этих трех стран, с большим трудом и героизмом восстановивших свою независимость в 1991 году после практически 51 года оккупации советской-нацистской и опять советской, в современной ситуации у них, в очередной раз, много общего. Каждая по-своему пытается в силу возможностей оказать помощь сражающейся за общую Свободу Украине. Поддерживать беженцев из Украины, Беларуси, массовую эмиграцию несогласных с агрессией россиян.

Именно политики, депутаты активно действуют сообща, почти так, как в августе 2008 года, когда они в центре Тбилиси стояли плечом к плечу. Как стояли плечом к плечу во время беспрецедентного «Балтийского пути». Другой дороги у них нет! Да, есть внутренние проблемы, в том числе с подсаженной частью «засланных казачков», пользующихся всеми привилегиями жизни в Европейском Союзе. Но по-прежнему, как их предки, страдающих победобесием и дутым величием и добровольно отрабатывающих свои двуглавые красные документики и пенсии, которые они заработали, кто работой, а кто и службой в оккупационных структурах или еще хуже — в институтах силового подавления стремления народов к Свободе. Однако, став полноправными членами всех Европейских Институтов и НАТО, страны досконально выучили урок 39–40-го года. Повтора не будет.

Польша.

С моей точки зрения, эта страна и большинство ее граждан наглядно уже 25.02.2022 продемонстрировали, что страшные исторические уроки выучены и из них сделаны правильные выводы. Специально для тех, кто в Польше был давно или совсем не был, замечу — якобы присущей польскому обществу русофобии в Польше нет. Есть память о многочисленных кровавых войнах, развязываемых в большинстве активной политикой победобесия с Востока. Есть память о разделах страны. О длительно насаждаемом советском образе жизни. Разумеется, есть память о Варшавских восстаниях, о массовых ссылках в Сибирь и на Кавказ. Неизлечимая и неизгладимая память о Катыни, Медном, о бесконечном вранье и издевательстве над человеческой памятью. О ненависти к «Армии Крайова», «Солидарности», Папе Иоанну Павлу II, при всей его открытости и, не погрешу против правды, расположенности и даже любви к России. О странной «катастрофе» 10.04.2010 на подлете к Смоленску. О множестве других ран, оскорблений… Однако польская и российская культура сплетены неразрывной связью. Литература, кино, театр, изобразительное искусство — все это доказывается и столетиями, и каждым днем.

Ситуация с Украиной была не менее сложной. Память о трагедии Волыни в Польше тоже всем отлично известна. Снятый в 2016 году режиссером Войцехом Смажовским фильм «Волынь» в Украине при Президенте Порошенко был запрещен и не показывался. С моей точки зрения, зря, может быть и ошибаюсь, но думаю, фильм во многом был кинематографическим аналогом знаменитого письма польских и немецких Епископов — «Прощаем и просим прощения» или как минимум констатацией «на войне белых и пушистых не бывает!».

Так вот, даже при всем этом границы, двери, сердца, души Польши и граждан Польши оказались распахнутыми для оказавшихся в беде граждан Украины. Конечно, память не ушла, но она отступила в дальний угол сердец, а на первый план вышла ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ! Человечность не единиц, а массовая от Президента до простого гражданина Польши.

Как это произошло? Думаю, естественно. В Польше многим очевидно: повторять опыт 1939 года нельзя. Не станет Украины — следующей будет Польша. Да, сильная и в экономическом, и в военном плане, и полноправный член НАТО, и по-прежнему патриотичная, порой даже с перехлестом «польского гонора», но ради всего святого, ради нынешних и будущих поколений не желающая, как Россия, ходить по страшному спиральному пути бесконечных войн. Польша живет, и хочет, и может давать жить другим! Поэтому у нее другого пути в создавшейся ситуации нет. Вести себя так, как вели себя другие страны, которые де-юре объявили Третьему Рейху войну уже 03 сентября 1939 года, но увы, то ли в силу логистических причин, то ли в силу политических, не очень много успевшие сделать ни в сентябре 1939 года, ни в период с 01 августа по 02 октября 1944 года, Польша не может и не хочет. У страны, в которой именно в борьбе с российским победобесием и захватничеством родился великий и знаменитый лозунг «С Богом за нашу и вашу Свободу», иного выбора нет.

Украiна.

Каждый день, каждый час, а возможно, и каждая минута жизни страны уже три месяца наполнены героизмом и страданием. Слезами и кровью. Казалось бы, особенно после ужасов ХХ века реминисценции найти легко. Но на самом деле все совсем не так просто. Однако рискну и приведу ту аналогию, которая мне кажется наиболее близкой, хотя, возможно, кому-то она и покажется натянутой. Испания, 30-е годы, разумеется, как и любое другое сравнение, оно в чем-то совпадает, а в чем-то категорически иная, но все-таки что-то похожее мне видится.

Чума ХХ века, и, увы, вовсе не «призрак», а самый настоящий левый тоталитаризм бродил по Европе. Крушил не идеальные, но устоявшиеся порядки. Размахивал красными полотнищами с различными эмблемами. Разрушал мир до основания, обещая построить очередной «город солнца или город-сад». По реалиям строил единый лагерь, для краткости называвшийся ГУЛАГ. Страну почему-то так не назвали, хотя это было бы вполне справедливо. Естественно, в Венгрии, Германии, Испании подчиниться этой заразе хотелось не всем. Левизну так называемого интернационализма сменяла левизна национализма. Если в Венгрии и Германии внутренние силы на определенном этапе достаточно легко смогли остановить экспортируемую заразу, в Испании она победила и, как следствие, привела к гражданской войне.

Оккупация Крыма, сепаратизм и силовое отторжение части Донецкого и Луганского регионов, в принципе, поставили, а с определенной точки зрения и привели Украину почти в ту же непримиримую ситуацию. Кстати, в Украине, как и в Испании, роль эмиссаров из Кремля носила самый агрессивный характер. Объяснять, кем являлись «аксеновы», «стрелковы» и прочие «моторолы», никому нужды нет, как и откуда и почему появились «зеленые человечки». Так и в Испании наследили красные комиссары. Как и в Испании, гражданское противостояние переросло в войну с прямым или косвенным участием других стран и граждан еще большего количества стран далеко не только Европы.

Как когда-то эскадрилья «Кондор» ровняла с землей Гернику, так и сегодня ВКС России не оставляют камня на камне в Мариуполе и Мелитополе, Херсоне… Бомбят и шлют по жилым кварталам и предприятиям ракеты массового поражения в Киев, Одессу, Кривой Рог, Львов. Зверствуют, насилуют, грабят, уничтожают. Этим они уже превзошли даже опыт Второй мировой войны. А название Буча стало в один ряд с самыми страшными символами войн ХХ века.

Разница в том, что теперь большинство стран при голосовании в ООН рекордным 141 голосом осудили политику и агрессию РФ, действующей по шаблонам фашистской Италии и национал-социалистической Германии. А большинство экономически развитых стран принимают беспрецедентные меры экономического давления, чтобы принудить агрессора убраться восвояси с земли Украины. Граждане многих стран собирают деньги, шлют гуманитарную, медицинскую помощь, создают для беженцев максимально нормальные условия, включающие и скорейшую легализацию их непростого положения, и экономическое содействие.

Однако если страны, мир не придут к пониманию того, что зарвавшегося агрессора можно остановить только объединением в антипутинскую военную и политическую коалицию, включающую в себя и поставку всего военного потенциала, накопленного миром, и даже возможно полноценного участия вооруженных сил стран в борьбе с мировым агрессором — Украина будет на грани повторения истории Испании.

Напомню, Испания, во многих отношениях своего развития, была отторгнута миром на долгие 35 лет! Напомню, ядерного оружия тогда еще не было, и оружия массового поражения тоже. Не было и ракет. Да и тогдашние бомбы, снаряды не несли такую разрушительную и смертоносную мощь и на столь дальние расстояния. Помня, как развивались события после завершения Испанской войны, что происходило в мире, уверен, мир должен отчетливо видеть подобные перспективы. Поддаваться на ядерный шантаж, как и на любой другой, нельзя. Нельзя, бессмысленно пытаться умиротворить давно расчеловеченную власть опьяневшего от победобесия государства любыми подачками и уговорами.

Война на полях Украины — это война мира за его существование и Свободу. Проиграть эту войну мир не имеет права! Иначе война и де-юре, и де-факто станет мировой! Тогда никакие реминисценции не помогут, так как зарвавшийся от победобесия и полной безотчетности и безнаказанности своих действий правитель успел не только произнести свою мюнхенскую речь 2007 года, но и пообещать, что все погибнут, а он со своими согражданами пойдет в рай.

Россия.

Эту главу придется разделить на две части. Одна про тех, кто живет в ней. Другая про тех, кто больше там жить не может или не хочет.

Первые. Абсолютно следуют по лекалам поддавшегося сладким речам и посулам мирового превосходства от национал-социалистов германского общества. В речах самых ответственных за происходящее политиков то там, то сям проскальзывают целые абзацы из речей Гитлера или Геббельса в русском переводе. Всё не нравящееся объявляется зарубежным фейком. Пропаганда, пропагандистские институты действуют по сценарию, описанному в бессмертном романе «1984» Дж. Оруэлла. На нее, в первую очередь, кремлевская власть не жалеет ничего. С противниками она поступает по советским, по тоталитарным шаблонам. Покупает, запугивает, шантажирует, выдворяет из страны зачастую без средств к существованию или с большой потерей нажитого и созданного в предыдущие годы, а порой и просто уничтожает! Одновременно следуя по примеру своих дедов и прадедов, все, что плохо лежит, национализируется, т.е. просто присваивается.

Грабеж, коррупция, кумовство во всех смыслах стали повседневным событием жизни страны. Ну и как следствие, вместо того чтобы развивать свою страну и улучшать жизнь населения, а не чиновников и охранников, они стремятся подчинять себе тем или иным способом и соседние, и даже дальние страны. Поддерживать в них самые одиозные диктаторские режимы, в том числе и наркодилерство. Подсадив на иглу в прямом и в переносном смысле свою страну, они хотят подсадить на нее весь мир.

Вторые. Во многом повторяют историю российской эмиграции начала ХХ века. Да, одни уехали на подготовленные «базы», смогли вывезти с собой необходимые для жизни средства, завести в предшествующие периоды необходимые зарубежные связи, наконец, просто достичь в своей профессии высокого востребованного в мире уровня, знаний, в том числе и языковых. Другие были вынуждены скорее даже не уезжать, а стремглав бежать под угрозой тюрьмы, а возможно, и смерти.

Ряды эмиграции многолики. Объединяет место нахождения. Разделяют убеждения и приверженность тому или иному вождю или лидеру, которые тоже вынуждены жить за пределами страны. После октябрьского переворота 1917 года за рубежом легко можно было встретить имперцев, самодержавцев, социалистов, республиканцев, демократов, либералов. Теперь почти так же — в эмиграции левые и ультралевые, приверженцы «СПС», «Яблока», «Парнаса», «Демвыбора», встречаются бывшие чиновники высокого ранга, депутаты всех возможных уровней, приверженцы так и не зарегистрированного, но надолго посаженного в тюрьму Навального. Еще борцы за экологию, права меньшинств, сексуальных, национальных, религиозных. Короче, российская эмиграция, как всегда, напоминает «ковчег». При этом раздираемый противоречиями, желанием играть в любимую российскую забаву «царь горы».

На фоне этого очень хочется, чтобы очередная организация, борющаяся за освобождение народов России, смогла объединиться и в том числе включиться в сражение за свою отобранную Родину, только в аналогии с 1944 годом. Тогда было поздно и безнадежно. Этой ошибки повторять нельзя. Нельзя надеяться на то, что смерть тирана приведет к титаническим изменениям. Поля России слишком зачищены, заасфальтированы трудами тиранов от Ленина до Андропова и Путина.

Напомню, национал-социалистический режим со всеми своими концлагерями просуществовал неполные 12 лет. Советский, чьим не идеологическим, но правоприменительным продолжателем является сегодняшняя РФ, существует с небольшими перерывами на оттепель уже более 100 лет. На денацификацию Западной Германии при активном воздействии и содействии западного мира потребовалось примерно 30 лет… Сколько потребуется, чтобы Россию сделать не великой, а нормальной, даже загадывать сложно. Превращение Шарикова в Человека сложнее, чем опускание человека до уровня Шарикова. Шаги в цивилизационном направлении необходимо делать срочно. Развязанная война не оставляет ни нам, ни человечеству иного выхода. Иначе… Иначе все реминисценции могут оказаться бессильными и бесполезными.

Украина сражается за Свою и Нашу Свободу, нам нужно тоже сражаться за Нашу и Вашу Свободу! Не сделаем этого мы, в лучшем случае на это будут обречены наши внуки и правнуки.

 

Григорий Амнуэль

Главная / Статьи / Мнение / Реминисценция. Исторический экскурс по аналогиям