Александр Скобов: Запрет на отождествление сталинского и гитлеровского режимов – не безобидная глупость
Российский книжный союз призвал книготорговцев изъять из торговых залов книги, в которых СССР приравнивается к нацистской Германии, отрицается «решающая роль советского народа» в победе над Германией, присутствует нацистская символика или изображения лидеров нацистов. Такие книги, подчеркивают в союзе, подлежат «утилизации». Он просит книготорговцев самостоятельно проверить свой ассортимент на наличие таких изданий, не дожидаясь, пока списки «антироссийских» книг составят путинские жандармы.
То есть, отраслевая книжная организация готова бежать впереди паровоза, услужливо выполняя очередные цензурные пожелания диктатуры заранее. При таком холуйском рвении «общества» не приходится сомневаться, что очередные репрессивно-запретительные (фактически – тоталитарные, фашистские) законы не останутся «мертвой нормой». Они будут применяться. И отнюдь не точечно. Начнется изьятие из свободного доступа огромного пласта художественной, публицистической, учебной и научной литературы, напечатанной в нашей стране со времен горбачевской Перестройки.
В этих условиях возможны две линии поведения. Одна – постараться быть потише. Поменьше привлекать внимание к такой литературе и вообще к этой тематике. В надежде, что жандармы чего-то не заметят, что-то пропустят, до чего-то у них не дойдут руки. Это плохая тактика. Именно этого и хотят путинские церберы – чтобы тема идентичности сталинского и гитлеровского режимов ушла из публичного обсуждения. И чем больше будет закручиваться «спираль молчания», тем проще будет жандармам дотягиваться до новых и новых книг.
Другая линия – противоположная. Максимальное привлечение внимания и к этой литературе, и к этой тематике как таковой. Пусть изымают из магазинов и библиотек. И пусть каждое такое изъятие сопровождается максимально громким скандалом. Просто надо заранее озаботиться максимально широкой доступностью этой литературы на недосягаемых для путинской охранки интернет-ресурсах. И я уверен, в России найдутся люди, которые сочтут за честь преследование за распространение произведений, например, Ханны Арендт.
Запрет на отождествление сталинского и гитлеровского режимов – это не безобидная глупость. И дело не только в том, что он подавляет научную мысль. Он направлен на очередное стирание исторической памяти о сталинских преступлениях. Он направлен на лишение народа понимания природы тоталитарного зла – природы, идентичной у сталинского и гитлеровского режимов. Он сам воссоздает тоталитаризм, основанный на сакрализации одних и табуировании других исторических оценок.
Но самое опасное – он направлен на формирование идеологии, оправдывающей тиранию. Оправдывающей любое насилие и любую жестокость «своего» государства – прошлые, настоящие и будущие. Он направлен на лишение народа совести.
А потому гражданский долг каждого порядочного человека – борьба с этой идеологией, вводимой новыми путинскими законами. Ее разоблачение и развенчание. А для этого фашистской идеологии путинизма должна быть противопоставлена противоположная идеология, основанная на четком понимании общей природы тоталитарных режимов и полном неприятии любых форм тоталитаризма. Идентичность сталинского и гитлеровского режимов – это не отвлеченный академический вопрос. Это вопрос сегодняшней борьбы между двумя непримиримыми системами ценностей. Между архаикой и прогрессом. Между свободой и тиранией.