Леонид Гозман о свободе и дикарях
Леонид Гозман: Жизнь человека священна. С развитием цивилизации ее могло отнимать государство, но никогда не мог отнимать другой человек. И многое другое: защита от самовластия, защита от унижения, права человека и прочее.
Еще одна вещь, почему развивалась человеческая цивилизация — это свобода, ты можешь жить там, где захочешь. Или ты не обязан жить там, где не хочешь. Тебя могут куда-то не пустить, но тебя никто не может удерживать. Ты не обязан делать того, чего не хочешь. Свобода — это отсутствие предопределенности. Я не знаю, кто у вас предки, может графья, может аристократы. Но вне зависимости от этого, кто бы ни был среди ваших предков, князь Волконский или просто крепостной мужик, от этого совершенно не зависит ваша сегодняшняя зарплата, ваша сегодняшняя карьера и т.д. Свобода от предопределенности, ты сам решаешь.
Те, кто противостоит сейчас Израилю — ХАМАС, Хезболла, ИГИЛ, вся эта шпана — они присваивают себе божественное право решать кому жить, кому не жить. Они собираются где-то там и решают. Знаете, исламские радикалы убили значительно больше мусульман, которые не идут по пути Аллаха или по пути Пророка, чем христиан. И вот этот сукин сын недоучившийся, который стреляет, взрывает, берет на себя право решать, идешь ты по пути Аллаха или не идешь. Кто тебе дал такое право, Господь Бог? Они себя богами читают, как этот урод, который в Казани людей убил. Эти люди, ХАМАС в частности, которые сейчас противостоят Израилю, во-первых, берут на себя это право убивать. Когда они пуляют ракеты, то в кого она там попадет — в Нетаньяху, которого они, видимо, считают военным преступником, или просто в пенсионера из Эфиопии или из России — это без разницы. Главное — чтобы кого-нибудь убить. На своих им тоже наплевать. Когда они размещают свои ракеты, пусковые установки в жилых кварталах, что они делают. Тысячи раз будет точечный удар, одного какого-нибудь мальчишку, который там оказался рядом, тоже убьют, никуда от этого не денешься. Они ставят в жилых кварталах установки, они убивают своих тоже, а не только евреев.
Оперативный штаб ХАМАСа находится под землей, а сверху стоит крупнейшая больница сектора. И чтобы достать этих братьев из-под земелья, надо разбомбить больницу. В этом смысле они, конечно, дикари. И еще они дикари с точки зрения свободы, потому что они определяют человека через его групповую принадлежность. Они говорят: ты еврей — значит враг. Ты араб — значит ты должен быть мусульманином, который должен делать то-то и то-то. На самом деле, человеческая цивилизация идет к свободе понимая того, кто «я» такой и что значит быть православным, мусульманином или евреем. Самое главное — это жизнь. А они презирают человеческую жизнь, используют ее как инструмент. Поэтому мне кажется, что это дико, это варварство. И раз они себя так ведут, то я очень приветствую любые действия по их уничтожению.