Даниил Константинов: Традиционные формы мирного протеста уже не работают
Бессмысленно говорить о том, что после приговора Алексею Навальному сменилась эпоха. Эта эпоха длится уже давно, а жесткость в ней присутствовала всегда, как неотъемлемая черта эпохи. Изменился лишь круг лиц, попадающих под прессинг режима. Если раньше это были в основном радикальные оппозиционеры, «экстремисты», используя терминологию полицейских сил режима, (нацболы, националисты, радикальные левые) и отдельные журналисты и политики (Анна Политковская, Борис Немцов и т.д.), то теперь неприкасаемых не осталось вовсе. Теперь отправить на нары могут и самого яркого лидера оппозиции в России и даже журналиста — руководителя целого СМИ (Навальный и Смирнов).Речь, наверное, может идти об исчезновении последних полутонов, позволяющих играть с режимом по правилам «управляемой демократии». Система кристаллизовалась окончательно и уже не принимает даже отдельные чужеродные частицы. В остальном она осталась прежней.
Нас ожидает долгое политическая зима, на фоне которой будет все сильнее разгораться «холодная гражданская война» — открытое противостояние государства и общества, проходящая пока — со стороны общества- в ненасильственных формах.
Прошлогодний опыт хабаровских и белорусских протестов показал несостоятельность мирных протестах в условиях уже сформировавшейся диктатуры.
Очевидно, что традиционные формы мирного протеста, относительно эффективные в демократических системах, уже не работают или работают плохо в условиях жестко авторитарных режимов. Понятно, что перманентные протесты, создающие картинку отторжения режима от граждан в купе с международным давлением могут создать определенные сложности для диктатур, однако масштабы и того, и другого пока явно недостаточны для того, чтобы серьезно влиять на ситуацию.
Участие в выборах, если можно так назвать тот электоральный цирк, который проходит в последние годы в России, тоже не является образцом успешной формы борьбы. До выборов допускаются только те, кого допустит сама система. Все остальные отсекаются на дальних подступах — еще на стадии сбора и сдачи подписей. Очевидно, что никого действительно опасного для правящего режима не допустят и до следующих выборов: тех, что будут осенью этого года в Государственную думу, не говоря уже о предстоящих президентских.
Все это ставит перед обществом или, по крайней мере, перед его активной частью (оппозицией) большой и жирный знак вопроса — что делать дальше!?
Даниил Константинов