Игорь Яковенко: Безумства не желающего уходить года
Трамп vs Twitter, Соловьев vs YouTube, Евросоюз vs TV Russia, Христо Грозев vs ФСБ, Л.А.Пономарев – это иностранное СМИ и другие безумства не желающего уходить года
Стой же, слезай с коня! Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Twitter, и навсегда заблокировал аккаунт Дональда Трампа…
Год за номером 2020 от рождества Иисуса Христа по своему характеру очень похож на 45-го президента США. Такой же вздорный, скандальный, а главное, как Трамп не хочет уходить из Белого дома, так и 2020-й категорически отказывается уходить в историю. Вся первая неделя 2021 года была фактически частью декабря 2020-го.
В отличие от Андрия, безропотно принявшего смерть от полковника Тараса Бульбы, Дональд Трамп с коня не слез, а напротив, возроптал и обрушил на своего покусителя град обвинений. «Нас не заставишь замолчать», — сообщил президент США и приступил к конкретным обличениям.
«Twitter не имеет отношения к свободе слова. Они занимаются только продвижением радикальной левой платформы, где разрешается свободно говорить одним из самых злобных людей в мире», — заявил Трамп и пригрозил, что создаст собственную платформу.
Особенностью 2020 года стало то, что основные медийные события окончательно переместились из традиционных СМИ в цифровые платформы. Война Трампа с главными из них – Twitter, YouTube, Facebook — стала в минувшем году, пожалуй, одним из центральных событий в медийной сфере.
Вряд-ли будет преувеличением утверждение, что Трамп стал президентом США благодаря Twitter и вопреки откровенной антипатии абсолютного большинства наиболее влиятельных СМИ. Он был не первым из политиков, кто использовал социальные сети для прямого общения со своими избирателями, но именно он превратил Twitter в оружие индивидуального уничтожения оппонентов и массового поражения нелояльных к нему социальных групп и корпораций.
Отдельный фронтом Трампа была его война с ведущими СМИ.
«NYTimes просто расстроены, что выглядели дураками в освещении меня».
«Журналист? Делай свою работу!» – это твит-оплеуха сотруднику CNN.
«Кто-нибудь видел действительно скудный номер журнала Vanity Fair. Это провал, большая проблема, увядание. Грейдон Картер (редактор Vanity Fair — ИЯ.), нет таланта, отсутствует!»
«Совершенно необъективный NBCNews сбился с пути». И т.д.
Патронов в твиттере Трампа хватало на всех, в том числе и на международные организации. ООН – это «клуб по интересам», а еще «ООН создает проблемы вместо того, чтобы их решать».
Любой критик Трампа мгновенно получал от него ответный твит-плевок. Стоило Мерил Стрип, которую кинокритики и киноведы считают одной из величайших актрис современности, критически высказаться о Трампе, как тот немедленно объявил, что «Мерил Стрип одна из самых переоцененных актрис Голливуда».
Роман Трампа с Twitter рухнул после того, как администрация социальной сети пометила одно из сообщений президента США ссылкой на статью, доказывающую, что Трамп соврал. В ответ Трамп 11.07.2019 собрал в Белом доме «саммит соцсетей», на который не позвали представителей Twitter, Facebook и YouTube, зато были обильно представлены те, кого пресса назвала «любимыми троллями Трампа». Президент США наябедничал собравшимся, что Twitter занижает число его подписчиков и не велит людям ретвитить его записи, после чего сообщил о своем намерении закрыть эту зловредную сеть.
Решающее сражение между Трампом и Твиттером случилось во время избирательной кампании, в ходе которой сообщения президента США администрация соцсети неоднократно сопровождала всякими обидными пометками, а на финише гонки и вовсе стала блокировать его аккаунт, пока не заблокировала навсегда. Трамп все это время строчил пулеметными очередями твитов, в каждом из которых объявлял, что выборы фальсифицированы, что у него украли победу, а в конце пообещал не уходить из Белого дома, устроить Байдену «адскую битву» и призвал своих сторонников прибыть в столицу для восстановления справедливости. Сторонники на призыв Трампа откликнулись, взяли штурмом здание Конгресса и выгнали оттуда депутатов. В ходе столкновений погибли четверо сторонников Трампа и один полицейский. «Мы способствовали разжиганию смертельных событий 6 января», — написали сотрудники Twitter в коллективном письме главе компании Джеку Дорси, требуя навсегда удалить аккаунт Трампа.
Радость российского официоза, вызванная «американским восстанием» не знала границ. Про окончательные похороны демократии и свободы слова в связи с блокировкой аккаунта Трампа неистово голосили все, от Пушкова с Соловьевым до Симоньян с Захаровой. В битве 45-го президента США с ведущими цифровыми платформами российский телевизор однозначно был на стороне Трампа. Тем более, что у многих российских бойцов информационного фронта к американским соцсетям свой счет.
В самом конце 2020 года Путин подписал закон, предоставляющий Роскомнадзору право блокировать интернет-ресурсы за дискриминацию по отношению к российским СМИ. Согласно закону, в правовом поле появился статус «владельца информационного ресурса, причастного к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан России». Генеральный прокурор и его заместитель по согласованию с Министерством иностранных дел смогут присваивать его владельцу ресурса, который допускает цензуру против материалов российских СМИ, а Роскомнадзор станет этот ресурс блокировать. Этот удивительный закон появился сразу после того как Роскомнадзор обратился к Google с требованием «снять ограничения» с YouTube-канала «Соловьев LIVE». Соловьев постоянно ябедничал, что по вине видеохостинга его канал перестал появляться в разделе «В тренде».
Еще раз. Медленно. Чтобы прочувствовать нюансы происходящего. Человек, круглосуточно вопящий в российском телевизоре о превосходстве российской мощи в том числе технологической и о гибели Запада во главе с США, заводит свой частный канал на американском видеохостинге, где продолжает разжигать ненависть к Западу, и тут же начинает ныть, что его там притесняют, не дают выбиться в лидеры. После чего российское государственное надзорное ведомство требует от американской транснациональной корпорации вывести канал этого гражданина в тренды, а президент России подписывает закон, по которому американцев накажут, если они этого не сделают.
К вопросу о трендах. 2020 год стал годом, когда частная инициатива отдельных граждан оказывается намного сильнее и эффективнее государств со всеми их ресурсами. Усилиями болгарского журналиста Христо Грозева и нескольких его коллег из Bellingcat было проведено расследование, разоблачившее государственную ОПГ во главе с президентом РФ Путиным, систематически занимавшуюся отравлением граждан в России и за рубежом. ФСБ, одна из самых свирепых карательных спецслужб мира, наследница ВЧК-НКВД-ОГПУ-МГБ-КГБ, оказалась бессильна перед группой журналистов.
Российская власть, вышедшая из телевизора, ощутила себя в 2020-м неуютно в мире, где телевизор явно проигрывает интернету. Отсюда вал безумных и во многом бессмысленных законов, пытающихся зачистить интернет, как на протяжение 20 предыдущих лет зачистили пространство традиционных медиа. Идея прикрепить к живым людям ярлык «иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента» достойна пера Салтыкова-Щедрина. Как и идея закона о клевете в интернете, «логика» которого властно требует принятия отдельных законов о клевете в лифте, в подземном переходе и на углу дома № 2 1-го Коммунистического переулка, расположенного в рабочем поселке Ильинский Раменского района Московской области.
Пандемия Covid-19, накрывшая планету, привела к еще большей изоляции людей в информационных пузырях, превратила эти пузыри в бункеры, непроницаемые для внешнего воздействия. В России этот процесс проявился, в том числе, в абсолютной невосприимчивости людей к сенсационным расследованиям Христо Грозева и его коллег из Belingcat. По данным Левады-центра значительное большинство россиян продолжают верить в то, что Навальный либо притворялся, либо съел что-то не то, либо его отравили Меркель с Ходорковским.
У путинской России после ухода Трампа остался единственный настоящий союзник. И это не армия с флотом как у Александра Третьего. Главным подельником Путина, гарантирующим стабильность его режима, сегодня является коронавирус. Как только эта напасть схлынет, в стране может возникнуть шанс на перемены. Сил на то, чтобы вернуть Россию назад в прошлый век и даже в прошлый год, у режима нет. Есть большая вероятность того, что 2021-й год станет вялым инерционным продолжением тухлого 2020-го. Сломать это унылую инерцию могут не партии или некие «тайные организации», а такие люди, как например, журналист Христо Грозев, который для меня стал человеком 2020-го года.