Андрей Илларионов: Что же такого, качественно меняющего режим, по мнению Алексея Анатольевича, произошло в 2018 году?
Как известно, 27 ноября Алексей Навальный выступил в Европарламенте. По своему жанру такое выступление предполагается быть программным, проливающим свет как на общее видение политической стратегии от самого выступающего, так и на действия, желаемые им к осуществлению со стороны его слушателей – и непосредственно депутатов, и стран Запада в целом. Именно так он и было представлено – как стратегическое. Более того, именно как новую стратегию охарактеризовал свое выступление и сам Навальный: «Думаю, сейчас самое время, чтобы разработать новую стратегию, а не только подкорректировать старую; действительно создать новую».
Итак, в чем заключается новая стратегия Навального?
В его выступлении в Европарламенте можно найти три главных тезиса:
один – характеристика нынешнего российского государства и его руководителей;
второй – формулировка стратегии его собственных действий;
третий – рекомендации властям зарубежных государств относительно того, что им следует делать по отношению к России и чего не делать.
Тезис первый. Появление нового типа российского государства, превращение его руководства в кучку преступников.
АН: «…сейчас самое время, чтобы разработать новую стратегию, а не только подкорректировать старую; действительно создать новую, исходя из того, что мы узнали о новом типе российского государства и его управлении. Это государство новое даже по сравнению с тем, что было два года назад».
Естественный вопрос, возникающий в этой связи, заключается в том, что именно произошло два года назад, что означало, по мнению Навального, качественное изменение характера российского государства?
В тексте самого выступления никаких разъяснений по этому поводу нет. Есть лишь единственная констатация, лишенная каких-либо примеров, иллюстраций или разъяснений:
«…российское государство, с которым необходимо вести себя как с кучкой преступников, которые временно облечены властью. Возможно, это звучит радикально, но, с моей личной точки зрения, это весьма точное определение того, кто они есть. Они — кучка преступников, временно обладающая властью в нашей стране«.
Конечно, читатели могут слегка изумиться, узнав из этого текста, что для Алексея Анатольевича указанные лица стали кучкой преступников лишь в конце 2020 года или, в крайнем случае, только за два года до этого, то есть в 2018 году.
Но, возможно, еще большее изумление может их охватить, если они узнают, что же именно – произошедшее в 2018 году – сделало российское государство новым, а лица, обладающие в нем властью, – кучкой преступников?
Попробуем вспомнить наиболее значимые события недавней российской истории.
Взрывы домов, убившие сотни российских граждан в Москве, Буйнакске, Волгодонске? Но это было еще в 1999 году.
Убийства более 40 тысяч российских граждан в ходе Второй российско-чеченской войны? Эти убийства начались в 1999 году и продолжаются до сих пор.
Удушение газами полутора сотен заложников в «Норд-Осте»? Но это было в 2002 году.
Убийство Сергея Юшенкова, отравление Юрия Щекочихина, разгром ЮКОСа и отправка многих его сотрудников в лагеря? Это было в 2003 году.
Сжигание из огнеметов трех с лишним сотен детей, их родителей и учителей в бесланской школе? Это произошло в 2004 году.
Убийство Анны Политковской, отравление полонием Александра Литвиненко, расистско-ксенофобская антигрузинская кампания? Все это было в 2006 году.
Нападение на Грузию, убийство сотен грузин, осетин, русских, оккупация российскими войсками 20 процентов грузинской территории? Но, во-первых, это было в 2008 году. А, во-вторых, запулить крылатой ракетой по генштабу грызунов очень хочется, но грызуны только этого и ждут.
Убийства Станислава Маркелова, Анастасии Бабуровой, Натальи Эстемировой, Сергея Магнитского? Это было в 2009-м.
Гибель свыше 50 тысяч российских граждан из-за неспособности/нежелания властей справиться с пожарами и смогом, защитить их в местах проживания и/или эвакуировать людей из опасных зон? Это было в 2010-м.
Спецоперация режима под названием «Выборы в Государственную Думу 4 декабря», в ходе которой было украдено более 15 млн голосов российских граждан? Это было в 2011-м.
Антиконституционное занятие Путиным президентского поста в третий раз, «Болотное дело», по которому сотни людей, вышедших по призыву Навального на улицу, оказались за решеткой? Все это было в 2012 году.
Убийство как минимум двух десятков тысяч человек в ходе путинской агрессии против Украины, незаконная аннексия Крыма, создание Кремлем ублюдочных сепаратистских режимов на востоке Украины, сбитие малайзийского лайнера МН17 экипажем российского БУКа из 53-й Курской бригады? Во-первых, это было в 2014 году. А, во-вторых, Крым – это не бутерброд с колбасой, чтобы его возвращать.
Убийство Бориса Немцова, убийства тысяч людей в ходе массированных бомбардировок российской авиацией сирийских городов и деревень? Но это было в 2015 году.
Спецоперация режима под названием «Выборы в Государственную Думу 18 сентября», в ходе которой было украдено более 12 млн голосов российских граждан? Это было в 2016-м.
Путинский антиконституционный переворот, «обнуление» президентских сроков Путина, гибель примерно 300 тысяч российских граждан (избыточная смертность) в результате неспособности режима обеспечить элементарную защиту людей от эпидемии? Но это происходит в 2020 году.
Что же такого, качественно меняющего режим, по мнению Алексея Анатольевича, произошло в 2018 году?
Может быть, очередная спецоперация «президентские выборы», в ходе которой миллионы голосов в очередной раз были украдены режимом, а Путин на четвертый срок незаконно остался в Кремле?
Или же отравление Скрипалей, а также британских граждан «любителями солсберецких шпилей»?
Может быть, аннексия украинской акватории Керченского пролива и строительство нелегального Керченского моста?
Или же пенсионная реформа, ограбившая десятки миллионов российских граждан?
Знакомство с октябрьским интервью Навального журналу «Шпигель» позволяет найти ответ на этот вопрос:
«…наша работа. В течение двух лет на нас оказывалось беспрецедентное давление: несколько обысков в неделю, конфискация оргтехники, блокирование счетов, аресты, попытка вытеснить людей из России. Но наша организация продолжает существовать, у нас 40 региональных штабов… Я высказываю здесь чистые предположения, но, может быть, они сказали себе: мы пробовали по-хорошему, но эти методы не работают, так что придётся прибегнуть к крайним средствам«.
Итак, ни вопиющие нарушения российского законодательства и самой Конституции, ни похищение десятков миллионов голосов российских граждан в ходе спецопераций «парламентские и президентские выборы»; ни террористические акты, в которых были убиты сотни людей; ни кремлевские агрессии против других стран, в которых погибли десятки тысяч людей в разных странах, включая и Россию; ни гибель сотен тысяч российских граждан в результате неспособности режима защитить соотечественников от природных катаклизмов и эпидемий, – ничто из всего этого не позволило Алексею Анатольевичу Навальному прийти к выводу об изменении типа российского государства и назвать его руководителей кучкой преступников.
Только начало давления на ФБК Навального – с обысками, конфискацией техники, блокированием счетов, арестами, вытеснением его сотрудников из России (но, слава богу, без жертв, коими заполнены последние два десятилетия российской истории) – вот что, по утверждению А.Навального, изменило характер политического режима в России и сделало руководство российского государства преступниками. До 2018 года эти же лица, занимавшиеся всеми вышеупомянутыми действиями, в том числе и массовыми убийствами, но в то же время не сильно мешавшими работе ФБК, по мнению А.Навального, характер государства не изменяли и преступниками потому не были.
Тезис второй. Стратегия победы Алексея Навального.
АН: «Да, это правда, я думаю, что предстоящие выборы в Государственную думу — ключевое событие. Решающий момент тут даже не фальсификации и подтасовки. Мы, само собой, ждем этого, потому что это — неизбежная часть всех российских выборов. Но что сейчас важнее — это право на участие в выборах. Сейчас вместе со мной в числе спикеров мои друзья Владимир Милов и Илья Яшин, которые не просто были выкинуты с прошлогодних выборов в Московскую городскую думу, они оказались в тюрьме за попытку участия в них«.
Как видно, для А.Навального важнейшее предстоящее событие – это выборы в Госдуму в 2021 году. Для него нет никаких сомнений, что на этих выборах будут фальсификации и подтасовки. Сколько десятков миллионов голосов у российских граждан будет похищено в этот раз, похоже, не имеет значения. Главное – чтобы и он, Алексей Навальный, и его друзья – те, кто сейчас находится вместе с ним в качестве спикеров, были бы допущены до выборов.
Поэтому первая же просьба, с которой он обращается к депутатам Европарламента, а в их лице – и к коллективному Западу – поддержать его, его друзей и его стратегию:
«Я прошу Европейский парламент, а также каждого европейского политика относиться к предстоящим выборам следующим образом: «Если все желающие допущены к участию в выборах, мы можем продолжать обсуждение. Но если некоторые люди к участию в выборах не допущены, то результаты таких выборов никогда нельзя признавать». С моей точки зрения, это отправная точка для любого разговора с любым российским официальным лицом на всех уровнях».
Но это не единственные кандидаты, признает Алексей Анатольевич, нуждающиеся в поддержке Запада. В интервью «Шпигелю» он детальнее раскрывает свой замысел:
«Главное – это подготовка к думской избирательной компании 2021 года. «Умное голосование» — это не простая стратегия. Она предусматривает поддержку даже неприятных людей – коммунистов, например. Это занимает большую часть моей работы в течение последних двух лет: объяснить, почему мы также поддерживаем и их. В Москве это уже хорошо сработало: мы избрали коммунистов, и теперь мэр Путина Сергей Собянин боится выступать в городском парламенте. В Томске «Единая Россия» потеряла большинство.
… Являются ли русские коммунисты левой партией? По правде говоря, они скорее придерживаются правоконсервативного курса. Наши левые стоят в церкви и крестятся…
…я не возражаю, если мы сейчас на выборах поддержим коммунистов. Я не испытываю шока от того, что один из поддерживаемых нами кандидатов носит ленинский значок«.
Является ли появление неких опасений у Собянина (даже если это так) успехом политической стратегии, остается предметом обсуждения. Однако отсутствие большинства в томской городской думе не помешало едросам избрать своего однопартийца ее председателем. В этом и заключался успех новой стратегии?
В интервью «Бильд» Навальный выразил полную уверенность в своей предстоящей победе:
«…если бы завтра были свободные выборы, мы бы разгромили Путина. Не сомневаюсь: на свободных выборах мы разобьем правящую партию«.
Таким образом, по мнению Навального, если его, его друзей, а также неприятных коммунистов с ленинскими значками, крестящихся в церкви, благодаря поддержке депутатов Европарламента допустят до выборов в Госдуму, то в сентябре 2021 года они разгромят Путина и его правящую партию.
Тезис третий. Санкционная политика Запада.
Рекомендации Алексея Навального коллективному Западу складываются из двух частей: против кого не надо вводить санкции, а против кого – надо.
Против кого не надо вводить санкции:
АН: «До сих пор основной подход Европейского парламента, Европы состоял в том, чтобы накладывать санкции на людей, которые технически делают плохие вещи. В моем случае, например, на людей, которые непосредственно несут ответственность за отравление или отдавали приказы. Я бы сказал, что нет смысла накладывать санкции на полковников, генералов или тех, кто явно много по миру не ездит«.
Против кого надо вводить санкции:
АН: «Российские олигархи, не только старые, но и новые олигархи, те, что входят в круг друзей Путина, — вот что должно стать настоящей мишенью санкций. Позвольте, я скажу предельно прямо: до тех пор, пока самые дорогие яхты господина Усманова стоят в портах Барселоны и Монако, никто в России и даже в Кремле не воспринимает санкции серьезно. Они думают, что они переигрывают Европейский союз, потому что ЕС боится вводить реальные санкции против реальных денег. Фокусироваться нужно на этом, и поверьте мне, такие санкции будут приветствоваться среди 99% населения России. Такие санкции должны быть очень популярны в России, и они будут, просто нужно нацелиться на российских олигархов. Скажите господам Усманову, Абрамовичу, Ротенбергу и многим другим: «Ребята, вы действуете против населения России, вы действуете против Европы. Вы все время утверждаете, что Европа — это что-то плохое, так что, пожалуйста, забирайте свои яхты и увозите их в прелестные порты Республики Беларусь». Такой подход будет приветствоваться и поддерживаться россиянами«.
В интервью «Бильду» Навальный упоминает еще одну фамилию:
«…вы назвали Гергиева, он — идеальный пример. На таких людей нужно оказывать давление. Им придется отвернуться от Путина, если они поймут, что в Европе больше не станут терпеть такого положения, когда в России они утверждают, будто Европа — это что-то ужасное, а сами там живут. Господин Гергиев, правда, не пытался отравить меня «Новичком», но он поддерживает все, что делает Путин. Таким, как он, не нужно давать въездных виз. И знаете, что? 99% русских будут это приветствовать«.
Следует иметь в виду, что Навальный не только не испытывает иллюзий по поводу того, кто ответственен, например, за его собственное отравление, но и называет эти лица поименно:
«Я же не наивный человек. Думаю, что это был прямой приказ Путина».
«Навальный: Я утверждаю, что за этим поступком стоит Путин, других версий у меня нет. Я говорю это не для того, чтобы льстить себе, а исходя из фактов. Главный факт — «Новичок». Приказ о его использовании может исходить только от двух человек – начальника ФСБ или начальника Службы внешней разведки.
Spiegel: А как насчёт военной разведки ГРУ, связанной с покушением на Сергея Скрипаля?
Навальный: Да, наверное, ещё и ГРУ. Но, зная российскую действительность, вы также знаете: начальник ФСБ Александр Бортников, начальник СВР Сергей Нарышкин и даже начальник ГРУ не могут принять решение об использовании «Новичка» без указания Путина. Они подчинены ему».
Однако среди тех, против кого, по мнению Навального, следует вводить западные санкции, указанных лиц нет – ни Путина, ни Бортникова, ни Нарышкина. Зато есть, очевидно, непричастные ни к отравлению Навального, ни непосредственно к убийствам людей Усманов, Абрамович, Ротенберг, Гергиев. Естественно, олигархи, коррупционеры, пособники являются бенефициарами нынешнего режима. Более того, они уже включены в список Путина – правда, не в предлагаемый Навальным к созданию в будущем, а в реальный Список Путина, уже созданный и регулярно обновляемый и пополняемый Форумом свободной России.
В то же время вина лиц, ответственных за тяжкие преступления, во всех обществах и во все времена признавалась более тяжелой, чем вина лиц, являющихся пособниками при осуществлении преступлений. Однако логика Навального прямо противоположна этому выработанному цивилизацией подходу. Он настаивает на том, что санкции против полковников и генералов, ответственных за отравления, убийства, отдачу приказов на убийства, вводить не следует. А на тех лиц, кто явно много по миру ездит, – надо.Последовательная демонстрация Навальным молее мягкого подхода к силовикам, ответственным за насилия и убийства, по сравнению с гражданскими лицами, либо покрывающими преступные действия, либо выигрывающими от них, но напрямую с ними не связанными, не может не обращать на себя внимание:
«На мой взгляд, главный врач омской больницы хуже разведчиков, убивающих людей. Для них убийство, по крайней мере, их профессия».
Таким образом, новая стратегия Алексея Навального, обнародованная им в его выступлении в Европарламенте, сводится к трем основным тезисам:
1. Новый тип российского государства появился, а его руководители превратились в кучку преступников не тогда, когда в России был установлен жесткий авторитарный режим, не тогда, когда была растоптана пусть несовершенная, но все же относительно демократическая Конституция, не тогда, когда режимом были убиты десятки и сотни тысяч российских граждан, а тогда, когда началась кампания преследования сотрудников ФБК и изъятия у них оргтехники.
2. Хотя как избирательные, так и массовые убийства в России совершаются по приказам Путина, руководителей ФСБ, ГРУ, СВР, МВД, Минобороны, западные санкции против самого Путина, руководителей спецслужб, командующих праворазрушительными органами, генералов, полковников, других силовиков, непосредственно участвующих в планировании, подготовке, осуществлении убийств, по мнению Навального, вводить не нужно. Санкции надо накладывать лишь на часть олигархов и бенефициаров режима, выезжающих за границу.
3. Важнейшее предстоящее политическое событие – это выборы в Госдуму в 2021 году. Допуск к ним Навального, его друзей, а также коммунистов с ленинскими значками несомненно приведет к разгрому этой коалицией Путина и его правящей партии.