Александр Морозов: Расследования нет. Для немца это странно
Кремлевские медиа и дипломатия постоянно повторяют два тезиса: Германия отказывается выдать материалы об отравлении, медики Омска не нашли следов… В любом сюжете про Навального они подвешивают этот «бэкграунд».
«Медики Омска» — это понятно. Но чего хотят добиться в Кремле в отношении Германии? О «восточной политике» в германском обществе разные мнения, но отношение к собственным научно-техническим нормам всем известно. Любой рядовой немец никогда не поверит, что лаборатория бундесвера может кого-то вводить в заблуждение. Она — установила. Это — факт.
Немцы читают, что материалы переданы в ОЗХО, это означает, что Россия должна расследовать. Но Россия не расследует. А вместо этого заявляет, что отравление затеяно, чтобы сорвать «Северный поток-2» и начинает в медиа кампанию против Меркель (см. сегодня «КП», где какой-то бессовестный Эдвард Чесноков ставит заголовок «Меркель помогла украсть 2 млрд евро»).
На этом месте возникают очень большие проблемы у всех любителей «восточной политики» и всего «восточного промышленного комитета». Потому что для рядового немца тут просто висит чистый простой факт: «На территории России применена разновидность боевого вещества, не включенная в список ранее зафиксированных веществ — это требует расследования. Не может быть ситуации, при которой расследования нет».
Но — расследования нет. Для немца это странно. Потому что это попирает обе версии, которые подсказывает человеку кантианский чистый разум.
Если Навального отравили по приказу Путина, то зачем же его отпустили в Германию, а не забили мотыгами прямо там в Сибири? А если не по приказу Путина, то как же глава государства может не расследовать в такой ситуации, это же акт терроризма с применением запрещенного боевого вещества?!
Встает вопрос: а в чем месседж всего этого? Аргумент «у русских если не забили мотыгами сразу, то дальше все через ж**у, криво и абсурдно», конечно, не работает в Германии (это так мы сами о себе можем думать разве что). Идея, что «да, вот недобили и решили — а ладно — пусть едет в Германию, давай сами сорвем «Северный поток-2″, санкций себе навешаем, да еще и до кучи окончательно потеряем остатки поддержки в немецком истеблишменте», — это как-то не вмещается в немецкий ум.
Поэтому пока вмещается только такой месседж Кремля: «Мы подтравили Навального и вам высылаем, вы там увидите, что у нас есть новая версия «новичка» — точечного действия. И мы вас всех перетравим».
То есть это — «реально сумасшедшие». (*Так думает рядовой немецкий избиратель теперь. С грустью глядя в окно на трубы «Северного потока». По телевизору они видят известную недавнюю фразу Путина: «поверьте, мы не хотим, чтобы о нас кто-то думал, что мы сумасшедшие с бритвой в руке». А как надо о вас думать? По-моему, это сумасшедший говорит, что у него нет бритвы. Как нет?! Человек с бритвой в горле лежит в Шарите. Лаборатория бундесвера, еще две европейские лаборатории и аналитическая группа ОЗХО говорит немцам: то, что вы видите — это бритва).