Сегодня Владимир Путин назначил голосование по поправкам в Конституцию на 1 июля. Чтобы пандемия коронавируса не помешала этому событию, с сегодняшнего дня в России ослаблены…
Сегодня Владимир Путин назначил голосование по поправкам в Конституцию на 1 июля. Чтобы пандемия коронавируса не помешала этому событию, с сегодняшнего дня в России ослаблены карантинные меры, хотя число заболевших неуклонно растет. Но поскольку глава государства объявил, что пик эпидемии в стране пройден, то все придворные делают вид, будто это так на самом деле и есть. Подобным же образом на всех уровнях власти реагируют и на откровенно противозаконные решения президента, делая вид, что ничего особенного не происходит. В общероссийскую копилку беззакония региональные власти с удовольствием добавляют свои пять копеек.
В субботу президент Путин подписал указ, которым объявил 24 июня нерабочим днем. Все должны бросить работу и смотреть вместе с ним военный парад. Как уже повелось, президент раздает подарки за чужой счет – зарплату за день простоя должны платить работодатели. Впрочем, должны ли?
Начальство перестало играть в правовое государство
Конституция России (п. 5 ст.37) сообщает нам, что праздничные дни установлены федеральным законом. И действительно, утвержденный федеральным законом Трудовой кодекс РФ (ст. 112) устанавливает эти праздничные дни, но 24 июня среди них нет. Более того, ни Конституция РФ, ни Трудовой кодекс даже не намекают на то, что праздничный день может быть установлен указом президента. Выходной день еще может быть перенесен, и то исключительно правительством. Праздничный день исполнительной властью даже перенесен быть не может, не то что установлен. Только федеральным законом.
Такое впечатление, что после дичайшего беззакония с принятием поправок к Конституции и в ожидании намеченного на 1 июля наспех придуманного «всенародного голосования», российское начальство перестало играть в правовое государство. То ли игрушка стала для них слишком неудобна, то ли нет больше сил притворяться. Поэтому они просто перестали стесняться: есть закон, нет закона – какая разница? Подписал указ – исполняйте!
Ровно таким же образом поступает и начальство рангом помельче. Уже несколько дней десятки журналистов и их товарищей протестуют против административного ареста на 15 суток журналиста Ильи Азара. В Москве они выходят на одиночные пикеты к московскому УВД на Петровке, где полиция аккуратно пакует их одного за другим в свои автобусы и увозит в полицейский отдел для составления протоколов об административном правонарушении. Упаковали уже около полусотни человек. Осудят, вероятно, в ближайшие дни.
В чем состоит нарушение, никто толком объяснить не может. Одиночные пикеты законом разрешены. Согласования с властями они не требуют. Городской закон о самоизоляции ограничивать гражданские права не может. Да и сам по себе одиночный пикет – разве это не апофеоз самоизоляции в общественном месте? Если кто тут и нарушает карантинные меры, так это полицейские, которые, пренебрегая социальной дистанцией, волокут пикетчиков в свои автобусы. Аналогичным образом поступают и коллеги московских полицейских в Петербурге.
Долготерпение русского народа не безгранично
Правовой нигилизм, которым в злокачественной форме страдает российская власть, неизбежным образом распространился и на регионы. Нет смысла говорить, например, о Чечне, где вообще трудно найти закон, который бы республиканская власть не нарушила. Но возьмем Москву.
Окрыленный развернувшимися возможностями, мэр Москвы Сергей Собянинпочувствовал себя не только послушным исполнителем воли президента, но и творцом маленьких городских законов. На время пандемии федеральная власть разрешила ему импровизировать, насколько позволяет ему его законотворческая фантазия.
Пока он использовал общемировой опыт, все шло более или менее терпимо. Но как только он начинал реализовывать свои, прямо скажем, солдафонские фантазии, все летело в тартарары. Так было с тотальной проверкой пропусков в метро, когда у входов на станции образовались огромные скопления пассажиров. Так будет и теперь с предписанием жителям города гулять по утвержденному мэрией графику в соответствии с местом прописки каждого. Мэрская инициатива вызвала столько смеха, что уже сейчас понятно: вступающее с сегодняшнего дня в силу предписание власти никто соблюдать не будет.
Из всего этого понятно: законы нужны не только для свободолюбивых граждан, но и для деятельной и креативной власти, дабы в своих отношениях с обществом она не преступала очерченные для всех рамки. Власть – такой же субъект закона, как и гражданин. Российская беда в том, что власть считает себя стоящей над законом, выше его. Раньше она это худо-бедно маскировала, а теперь, похоже, перестала заботиться о своем внешнем виде. Теперь эта власть – от первого лица до последнего мэра – не обращает внимания на очевидные противоречия своих решений действующему законодательству.
К чему все это в конце концов приведет? К ответному беззаконию. Наивно предполагать, что власть будет цинично и демонстративно творить произвол, а народ всегда будет смиренным и законопослушным. Вопрос только в том, когда наступит ответная реакция и какую форму она примет.
Общеизвестное долготерпение русского народа тоже не безгранично. В российской истории такое уже случалось и не раз. Бывало, что ответ на произвол оказывался бессмысленным и беспощадным. Правда, это никогда не вело к стабильному улучшению политического режима, но старой администрации при этом иногда доставалось по первое число. Если бы большие российские начальники лучше учили в школе историю, они бы знали, что риск – далеко не всегда благородное дело. Их, конечно, могли бы правильно сориентировать их советники, но достаточно смелых там видимо нет.
Александр Подрабинек для Vot-tak.tv
Читайте другие тексты автора в рубрике «Мнения»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.