Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 16 апреля во время брифинга заявил, что в Кремле не считают «запрещенным или противозаконным» заявление главы Чечни Рамзана Кадырова, в котором…
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 16 апреля во время брифинга заявил, что в Кремле не считают «запрещенным или противозаконным» заявление главы Чечни Рамзана Кадырова, в котором он угрожал спецкору «Новой газеты» Елене Милашиной.
«Действительно, [заявление Кадырова] весьма эмоционально. Но с другой стороны, сейчас и ситуация весьма эмоциональная. Поэтому ничего необычного мы там не увидели. Естественно, сейчас все, скажем так, находятся в весьма неспокойном эмоциональном состоянии…В данном случае в этом нет ничего запрещенного или противозаконного. Это единственное, что я могу сказать. В остальном мне нечего добавить».
Заявление Кадырова желательно видеть целиком, но, учитывая формат статьи, приведу ключевые цитаты.
«Женщина, если ее можно назвать женщиной, пишет такую чушь и ерунду… Столько ерунды пишет одна эта «Новая газета… Эй! Я обращаюсь к руководству государства. «Новая газета» финансируется «Газпромом». «Газпром» — это государственная компания. «Новую газету» курирует ФСБ. Почему вы не говорите, что вы хотите от нас <напрямую>? Вы хотите, чтобы мы реально совершили преступление? Вы хотите сделать нас преступниками, что ли? … Эй, господа из Федеральной службы безопасности, вы должны обеспечить безопасность! Эту газету вы курируете. Остановите этих нелюдей, которые пишут, провоцируют мой народ… Эй, Газпром! Это народные деньги, которые вы зарабатываете! Не платите тем людям, врагам нашего народа денег! В конце концов, надоело! Если вы хотите, чтобы мы совершили преступление и стали преступниками, то так и скажите! Один возьмет на себя этот груз ответственности и понесет по закону наказание. Посидит в тюрьме и выйдет!».
Статья 119 УК РФ. «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» содержит оговорку: «если есть основание опасаться осуществления этой угрозы. «Новая газета» на примере своих убитых сотрудников Анны Политковской и Натальи Эстемировой прекрасно знает, что угроз Рамзана Кадырова следует всерьез опасаться. В пункте 2 статьи 119 говорится об угрозе убийством «лицу в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга». Срок – до пяти лет.
Нормы, а точнее понятия, по которым существует власть в Российской Федерации, полностью исключают возможность привлечения Рамзана Кадырова по любой статье УК РФ, а не только по статье 119. Песков это прекрасно знает и поэтому несет свою обычную пургу, заявляя, что публичная угроза убийством в адрес журналиста со стороны главы субъекта РФ — обычное дело.
Covid-19 несколько обнажил то, что и раньше не особо скрывалось, но все-таки не проявлялось столь явно. Кадыровская Чечня имеет с путинской Россией асимметричные отношения, описываемые формулой: «Кадыров на словах признает себя «пехотинцем Путина, а Чеченскую Республику субъектом РФ, а Путин в ответ платит Кадырову дань из бюджета России и гарантирует полное невмешательство в дела чеченских властей со стороны российского правосудия, правоохранителей, а также правительства РФ.
Вот только что премьер Мишустин на новенького попытался крайне робко и деликатно намекнуть Кадырову, что он превышает свои полномочия, полностью закрывая въезд и выезд из республики. В ответ последовал окрик из Грозного и второе по статусу должностное лицо в России заткнулось. Информации о том, что Мишустин извинился перед Кадыровым, в публичном пространстве не было, видимо самому процессу извинения решили придать приватный характер, дабы не превращать Мишустина совсем уж в Медведева. По крайней мере, на первых порах.
Про описанную выше формулу отношений между кадыровской Чечней и путинской Россией знают все, но не все с ней согласны. В числе немногочисленных несогласных – журналисты «Новой газеты», которых, в частности, почему-то не устроила та уникальная модель борьбы с пандемией, которую Рамзан Кадыров устроил в Чечне. Вот как Кадыров требует поступать с людьми, зараженными коронавирусом, и не соблюдающими карантин:
«Таких людей надо задерживать, находить самую неприятную… что там, следственный изолятор, другое какое-нибудь заброшенное место, закрыть сверху на замок, внутри чтобы было холодно, и держать его там без еды. Умышленно, зная все, вышел в народ и спокойно ходит. Его в земле, в яму закопать, бросить его, пусть там умирает, если ему безразлична судьба моего народа … Почему мы уничтожаем террористов, задерживаем, сажаем? Чтобы они не убивали людей, чтобы они не взрывали объекты, чтобы они не нарушали общественный покой. Террорист может убить несколько человек, а этот, заразившийся, может убить десятки тысяч».
В Чечне хорошо знают, что слова Кадырова не расходятся с делом, и реакция на такое заявление главы республики была вполне предсказуемой. Поскольку мало кому нравится умереть, будучи закопанным в яму, люди просто стали скрывать любые болезни, справедливо рассудив, что смертность от Covid-19 намного меньше, чем от палачей Кадырова.
Статья Елены Милашиной, ставшая непосредственной причиной «весьма эмоционального», по словам Пескова, заявления Кадырова, была опубликована 12.04.2020 под названием: «Смерть от коронавируса – меньшее зло». В ней как раз рассказывалось преследованиях в Чечне людей, зараженных коронавирусом, в связи с чем, как написала Милашина, «они начали скрывать свою болезнь и умирать дома», а «Кадыров публично приравнял зараженных коронавирусом к террористам и призвал бороться с ними соответствующими методами». Статья была удалена с сайта «Новой газеты» по требованию Роскомнадзора…
Кадыровщина – чудовищный мутант, выращенный путинизмом на теле чеченского народа. Для тейповой структуры этого народа всегда была чужда диктатура одного человека, или одного клана. Ни Российская империя, ни Советский Союз, насильно включившие Чечню в свой состав, не смогли изменить внутреннее устройство чеченского общества.
Сейчас верные подданные Кадырова публично называют его «падишахом». Недавно именно так назвал своего властелина глава Урус-Мартановского района Валид Абдурешидов, который живо откликнулся на обращение к Кадырову с просьбой о помощи жительницы Чечни, матери 9 детей Зары Тепсукаевой. «У вас около 10 соток земли. Падишах не обязан вас кормить. Неужели нельзя в своем дворе посадить, жить прилично», — сказал Абдурешидов. Тепсуркаева, естественно, раскаялась и за свою просьбу немедленно извинилась.
Гипотеза, что глава Урус-Мартановского района обозвал Кадырова «падишахом» без его ведома или против его воли, мне представляется маловероятной. Тем более, что так главу Чечни придворные именуют уже несколько лет. Остается вопрос, зачем Кадыров примеряет на себя иранский монархический титул, который носили, в том числе, правители Османской империи, Империи Великих Моголов и Афганистана. Весьма вероятно, что Кадырову надоело называть себя «пехотинцем Путина» и он, предчувствуя третий и завершающий этап распада Российской империи, готовит себе подходящее место и соответствующий статус на ее обломках…