Цифры заболеваемости и смертности, наблюдающиеся в последние дни в Нью-Йорке, дают основания с достаточной уверенностью предсказать, как будут развиваться события в Москве. Начнем с повторения…
Цифры заболеваемости и смертности, наблюдающиеся в последние дни в Нью-Йорке, дают основания с достаточной уверенностью предсказать, как будут развиваться события в Москве.
Начнем с повторения непреложного факта, что в отсутствие эффективной вакцины, эпидемия, подобная нынешней, растет и ширится до тех пор, пока зараженным не оказывается большинство населения. Для города численности Москвы (12 млн) или Нью-Йорка (9 млн) это означает несколько миллионов зараженных. При 2%-5% смертности, каждый миллион заразившихся означает 20-50 тыс. смертельных исходов. Процент смертности возрастает с ростом заболеваемости, потому что с определенного момента система здравоохранения не в состоянии обеспечить лечение всех, кому оно требуется.
В большинстве крупных городов на первых этапах эпидемии удвоение числа заболевших наблюдалось каждые 2-3 дня. Нетрудно посчитать, что 10 заболевших при таких темпах превращаются в миллион примерно за месяц, а в 10 миллионов — примерно за полтора.
Единственное, что в состоянии замедлить эпидемию, это карантин. Опыт Нью-Йорка и других крупных городов показывает, что карантин работает.
Губернатор Нью-Йорка ввел карантин 20 марта, когда в городе было зарегистрировано 5,500 заболевших. Прогноз без карантина к сегодняшнему дню при трехдневном удвоении был бы порядка 7 млн человек. Однако реальная цифра заболевших на сегодня — 90 тысяч. Действительно, период удвоения с каждым днем удлиняется, ежедневный прирост больных (и умерших) постепенно снижается. Больницы в Нью-Йорке работают на пределе своих возможностей, но похоже, что ситуацию удалось удержать прямо на грани катастрофы. Сегодняшний прогноз: новые случаи в Нью-Йорке перестанут регистрироваться в районе 9 мая. К этому времени число заболевших в городе достигнет порядка 180 тыс., а умерших — около 9 тыс. Иными словами эпидемия остановится через 50 дней после введения карантина.
Почему люди продолжают заболевать (хотя их прирост постепенно сходит на нет) в условиях карантина?
Во-первых потому, что инкубационный период у коронавируса может продолжаться до двух недель, а заражение часто не приводит к развитию тяжелых симптомов. Представьте себе, что ваш ребенок подхватил вирус в последний день занятий в школе 19 марта. Десять дней спустя (29 марта) у него появились первые симптомы — легкий насморк, но дальше этого дело не пошло. Но этого насморка было достойно, чтобы передать вирус домочадцам. По прошествии еще 10 дней, т. е. 7 апреля у его бабушки начала подниматься темпратура, а 12 апреля ее госпитализировали и поставили диагноз коронавируса. После этого провели тестирование всех членов семьи и оказалось, что у всех положительный результат. Таким образом, бабушка, вообще не выходившая из дома, заболела через три недели после начала карантина.
Вторая причина — это то, что карантин не является стопроцентно эффективным. Много людей продолжают контактировать друг с другом, кто по службе, а кто и без всяких причин.
Что все это означает для Москвы, где численность и плотность населения и эффективность карантина сопоставимы с Нью-Йорком?
Собянин ввел в Москве карантин 30 марта, когда официальное число выявленных больных в городе составляло около 1000 чел. Нет никаких причин считать, что ситуация не будет следовать нью-йоркскому сценарию. Это значит, что примерно через 50 дней, т. е. к 20 мая эпидемия в Москве остановится. Про этом общее число заболевших составит порядка 30 тыс., а умерших порядка 600-1000 человек.
Если же, как говорят, российские цифры заболеваемости и смертности занижены, скажем, в два раза, то реальные показатели в будут в два раза выше, но все равно гораздо ниже нью-йоркских.
Если бы Собянин потянул с карантином лишнюю неделю, то в Москве было бы как в Нью-Йорке. Если бы американские власти спохватились на неделю раньше, когда в городе было всего 1000 больных, то Нью-Йорк отделался бы относительно легким испугом, как Москва. Когда все закончится, американцам еще предстоит разбираться со своим начальством, очевидно проявившим в сем случае преступную халатность.
Что будет в мае, когда эпидемия сойдет на нет и люди снова начнут контактировать — отдельная история. Ведь вирус никуда не денется.
Об этом и многом другом пойдет речь в нашем видео подкасте с Мариной Литвиненко сегодня в 20:00 МСК