Катастрофы не будет, будет такая же вялотекущая стагнация и депрессия

А давайте пофантазируем, что среднегодовая цена Urals в 2020 году составит 30 долларов за баррель. Что это значит для России и случится ли катастрофа? Очень грубые цифры для размышления.

Начнем с внешней торговли. Цена на нефть за 2019 год в среднем составила 60 долларов за баррель. При этой цене профицит внешней торговли РФ 2019 составил 163 млрд долларов.

Экспорт нефти, нефтепродуктов и газа за 2019 год грубо (официальных данных пока нет) составил порядка 250 млрд долларов. При цене на нефть в 30 за баррель эти 250 млрд превратятся плюс минус в 140-150 (цены на нефтепродукты и газ снизятся в меньшей пропорции по разным причинам).

Однако неизбежная девальвация (об этом ниже) также снизит и импорт. По совокупности, очень грубо, положительное сальдо внешней торговли РФ при цене 30 долларов за баррель по году в среднем составит +80 млрд долларов или около того.

Если добавить сюда отрицательное сальдо по услугам платежи по долгам и прочее по мелочи, то за исключением движения по капитальным операциям (продажа нерезидентами ОФЗ и других российских активов выплата долгов и т.д.) платежный баланс все равно останется положительным ну или около ноля.

Масштаб движения капитала предсказать невозможно. Однако у ЦБ есть 570 млрд долларов резервов. Более того, разница между активами резидентов РФ за рубежом (включая резервы ЦБ) и долгами резидентов нерезидентам + активы нерезидентов в РФ, по данным ЦБ на октябрь 2019 года составляла 380 млрд долларов. Проще говоря России (включая частный сектор) иностранцы должны на 380 млрд долларов больше, чем Россия должна иностранцам. Любая девальвация рубля эту разницу только увеличит.

Это говорит о том, что любой отток капитала на горизонте 3-5 лет российским монетарным властям точно есть чем покрыть. Тут есть единственная проблема – поведение самих резидентов РФ. Сколько капитала они вывезут за границу. Вот я, например, считаюсь резидентом РФ и имею какие-то активы за границей, т.е. теоретически учитываюсь в тех самых 380 млрд по статистике ЦБ. Однако я точно не планирую ничего в РФ возвращать, и напротив планирую продавать оставшееся там и выводить деньги за границу. Таких как я очень много и с учетом политической ситуации станет только больше.
Однако резюмируем ситуацию по внешнеторговому и платежному балансу: 1) Даже при 30 долларах за баррель они не станут отрицательными; 2) на обозримые 3-5 лет объем резервов позволит российским властям управлять ситуацией на валютном рынке.

Теперь бюджет.

Профицит бюджета 2019 по факту составил 1,9 трлн. Профицит 2020 запланирован в размере 0,9 трлн при цене 3756 рублей за баррель и долларе 65.

Рост курса доллара на один рубль дает бюджету 70 млрд рублей дополнительно. Если среднегодовая цена барреля будет 30 долларов, то со стороны российских властей было бы разумно девальвировать рубль в район 85 рублей за доллар, т.е. на 20 рублей от заложенного в бюджете. (Что они реально сделают я не знаю, могут и 75 удержать могут и до 100 уронить. Это зависит от ЦБ, а не от рынка).

30 долларов за баррель и 85 рублей за доллар будет означать рублевую цену нефти 2550 рублей за баррель или на 32% меньше заложенной в бюджете.

Нефтегазовые доходы бюджета 2020 запланированы в размере 8 трлн рублей. При прочих равных, падение рублевой цены на нефть на 32% снижает нефтегазовые доходы больше чем на 32%. Да и ненефтегазовые тоже снижает.

Очень грубо (требуется довольно сложный расчет на который нет времени) общий масштаб потерь бюджета при описанных условиях, можно было бы оценить в районе плюс/минус 4 трлн.

Таким образом, запредельно грубо, не считая мелочей и разных нелинейных эффектов, при среднегодовой цене 30 долларов за баррель и курсе 85 у бюджета 2020 вместо профицита в 0,9 трлн будет дефицит вокруг 3 трлн.

Только в ФНБ, не рассматривая возможностей использования резервов ЦБ, сейчас более 10 трлн рублей, они лежат в долларах, так что при курсе 85 их станет и того больше. Понятно, что не все активы ФНБ в ликвидной форме, однако сбалансировать бюджет в течение 3-х лет можно только за счет ресурсов ФНБ. А реальные резервы денежных властей гораздо больше. Они легко позволят пережить нефть за 30 долларов при текущем уровне расходов и 5-7 лет.

Значит ли это, что все хорошо? – разумеется нет. Девальвация неизбежно ударит по реальным располагаемым доходам населения, которые снова сократятся, инфляция немного вырастет, экономика, которая и так балансировала немногим выше нулевых отметок, при цене 30 долларов сократится.

Однако в начале поста я поставил вопрос о том стоит ли ждать скорой катастрофы при цене нефти 30. И ответ на данный вопрос однозначен – катастрофы не будет, будет такая же вялотекущая стагнация и депрессия. Ну может чуть усилится.

Бюджет выполнит все расходные обязательства. ЦБ будет контролировать курс, и если последний устремится к 100 рублям за доллар, то не потому, что его не могут удержать, а потому, что сознательно решат, что такой курс сейчас более целесообразен. Банки не имеют большой валютной позиции, а основные завалы в секторе уже ликвидированы. Ничего более страшного чем было последние два года с банками не произойдет.

В общем ничего катастрофического не предвидится. Только устойчиво депрессивное.

Видео
Главная / Статьи / Мнение / Катастрофы не будет, будет такая же вялотекущая стагнация и депрессия