Сладкое дело

Одновременное исчезновение директоров всех белорусских сахарных заводов — с последующим торжествующим антикоррупционным выступлением Александра Лукашенко, объяснившего согражданам, что именно он распорядился отправить в камеры всех причастных к злоупотреблениям в отрасли, — может напомнить о знаменитых сталинских процессах над вредителями, поисках виновных в промышленности, промпартиях и зажигательных речах Вышинского, которому Лукашенко не уступает в плане ораторских талантов и искреннего негодования.

Но сравнения не очень уместны, да и не очень нужны хотя бы потому, что за 25 с лишним лет пребывания у власти в Беларуси Лукашенко выработал свой собственный рецепт борьбы с вредителями. Если что и помогло Александру Григорьевичу, так это не чтение речей Вышинского и не воспоминания о показательных процессах, а точное понимание психологии тех, кем он решил руководить. Он ведь так и добивался популярности, так и прошел свой путь от истории с гвоздями, якобы незаконно использованными на даче первого руководителя независимой Беларуси Станислава Шушкевича, — и до ареста сахарных директоров.

Лукашенко — главный и, пожалуй, единственный борец с коррупцией в собственной стране. Именно эта бесконечная борьба и позволила создать миф о белорусском «порядке» и бескомпромиссности президента. Подходам Лукашенко к этой бесконечной борьбе подражают практически все постсоветские лидеры — от Владимира Путина с регулярными арестами региональных баронов до Владимира Зеленского, старательно копирующего «батьку» в публичных выступлениях.

Но белорусская коррупция — вкупе с белорусской бедностью — никуда не исчезает, потому что Александр Лукашенко — не только главный борец с белорусской коррупцией, но и главный покровитель верного ему чиновничества и услужливых бизнесменов, обеспечивающих благополучие первого лица и его родни. Подлинные причины президентского гнева в том или ином случае мы узнаем только тогда, когда эпоха Лукашенко в Беларуси закончится (а сама Беларусь при этом останется, а не превратится в добычу Путина). Но само изобретение «батьки» — построение коррупционного авторитарного государства, в котором президент десятилетиями борется с коррупцией на радость ненавидящим чиновников и богачей подданным, — может пережить лукашенковскую Беларусь.

Виталий Портников, 06.02.2020
Видео
Главная / Статьи / Мнение / Сладкое дело