Предложенные президентом России Владимиром Путиным поправки к конституции страны в части приоритета национального права над международным затрагивают не все решения международных судов, а в первую очередь тех, которые касаются статуса аннексированных территорий. Такое мнение в интервью Крым.Реалии высказала российский политический аналитик, доктор исторических наук Елена Галкина.
Владимир Путин 15 января в послании Федеральному собранию предложил ряд изменений в конституцию страны, в том числе в части приоритета национального права над международным в российском законодательстве. Текст поправок, внесенный российским президентом в Госдуму 20 января, позволил экспертам детальнее проанализировать, что именно имелось в виду.
«Однако текст законопроекта показал, что замысел этой нормы несколько иной. В частности, предложенное дополнение к ст. 79 конституции гласит: «Решения межгосударственных органов, принятые на основе положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции России, не подлежат исполнению в России». Таким образом, речь действительно идет о решениях международных судов, но не всех, и, на мой взгляд, не ЕСПЧ, а о решениях, связанных с вопросами аннексии Крыма и возможной аннексией других территорий в будущем», – отметила Галкина.
«Обратите внимание на то, что формально Россия не отказывается от приоритета международных договоров, и посвященный этому вопросу п. 4 ст. 15 конституции остается незыблемым. Во-вторых, на п. 1 ст. 17 конституции о признании и гарантии прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права поправка формально тоже не покушается. Соответственно, какие решения международных органов могут противоречить конституции России, но не затрагивать при этом права человека? Очевидно, что это статус оккупированного Крыма и любые вопросы, которые его касаются. Кремль хочет показать, что независимо от решений любых международных инстанций и судов он будет рассматривать полуостров как часть России», – считает эксперт.
По мнению Галкиной, сюда могут относиться решения по поводу аннексии как таковой, нарушения Россией международных договоров при ее осуществлении, возможных военных преступлений, прав крымских татар, компенсации ущерба по искам, поданным Украиной как государством и частными украинскими компаниями. Кроме того, политолог отмечает, что формулировка поправок к ст. 81 конституции России, предусматривающей требования к кандидату на должность президента, указывает на то, что Кремль не исключает возможности официальной аннексии других территорий.
Елена Галкина напомнила, что в новой редакции норма гласит: «Требование к кандидату на должность президента России об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан России, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Россию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Россию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства».
«Но что мешало российским властям прямо указать Крым и Севастополь? Скорее всего, в данном случае они провозглашают сам принцип, согласно которому предполагается возможность и дальнейшего включения в состав России новых государств и частей государств. К примеру, Путин может принять решение присоединить оккупированный Донбасс и осуществить аншлюс Беларуси. В любом случае, Путин объявил, что хочет создать систему, абсолютно стабильную по своему внешнему контуру. Исходя из контекста, в эти планы входит и контроль над сопредельными государствами», – полагает эксперт.
Что касается процесса Гаагского суда по факту сбивания над Донбассом малазийского Боинга рейса МН17, который должен начаться этой весной, Елена Галкина полагает, что из предложенного текста поправок не вытекает категорический отказ России от выплат компенсаций семьям пострадавших.
«Каддафи в свое время не признал вины Ливии как государства за сбитый самолет, но выплатил пострадавшим компенсацию. Может быть, Россия тоже согласится на такого рода соглашение, однако информационный фон, который создает Кремль, затрудняет возможность подобного компромисса», – отмечает российский политолог.
Еще одним пунктом изменений, который выделяет Елена Галкина, стало ослабление роли субъектов России.
«К примеру, теперь президент после консультаций с Советом Федерации назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов России, иных прокуроров, кроме городских, районных и приравненных к ним, тогда как ранее он должен был согласовывать эти назначения с субъектами. Это относится и к аннексированным территориям. Кстати, российские «ура-патриоты» периодически сетуют в своих публикациях о «непозволительной вольнице», которая творится в Крыму из-за украинской «привычки к свободе», и сокращение полномочий субъектов станет еще одним способом борьбы с этой «вольницей», – добавляет эксперт.
Тем не менее, хотя Елена Галкина признает, что предложенные изменения могут временно поднять рейтинг Путина среди «патриотически» настроенных россиян, она сомневается, что этого будет достаточно для очередной мобилизации населения и оправдания новой возможной агрессии.
«Путин уже лет десять, как минимум, пугает россиян угрозой со стороны НАТО, и за столько лет люди уже перестали верить в эту угрозу. К тому же, даже та часть современной российской молодежи, которая верит в «золотой век» Советского Союза, не поддерживает экспансионистскую часть советского мифа. Вообще «общественный договор» Путина с населением напоминает не классический договор общества и элит, как это принято на Западе, а договор захватчика с заложниками. Люди готовы терпеть эту власть, поскольку Путину, во многом за счет роста нефтяных цен в начале «нулевых», удалось обеспечить населению два нижних уровня «пирамиды Маслоу»: удовлетворение жизненно важных потребностей и безопасность», – говорит Елена Галкина.
«Если они будут ощущаться обществом как нелегитимные, это может вызвать сильные протесты несмотря на репрессии. Вообще любое событие, которое будет восприниматься обществом как вопиющая несправедливость, может поднять очень сильную протестную волну. Тогда все будет зависеть от позиции элит», – заключает эксперт.
Справка: Президент России Владимир Путин предложил ряд изменений в конституцию страны. В том числе, перераспределить полномочия между ветвями власти, наделить полномочиями Госсовет и разрешить увольнять судей Верховного и Конституционного судов. Это самые масштабные политические реформы в истории России после принятия конституции в 1993 году.
Многие эксперты считают, что с помощью поправок Путин планирует упростить себе сохранения власти в стране после завершения его президентского срока. В 2024 году Путин не может баллотироваться в президенты России из-за того, что конституция запрещает ему эту должность больше двух сроков подряд.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года в Крыму появлялись вооруженные люди в форме без опознавательных знаков, которые захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позднее президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.