Во время большой алии из СССР и постсоветских стран бытовала шутка про то, что кто уедет последний, пусть выключит свет в Шереметьево. Шутка отражала и продолжает отражать вполне реальный настрой не только евреев алии, но и многих эмигрирующих из СССР и России. Свет там, где я. Где меня нет, там тьма. Если я уехал, то кто там остался? Сплошь морлоки с орками, в общем, зачем попусту электричество жечь в Шереметьево.
Точь-в-точь такие интонации звучат сегодня после той зачистки, которую Путин устроил в СПЧ. Выгнал Федотова, Шульман с Чиковым и Шаблинского с Бобровым, а Морщакова ушла сама, в знак протеста. Специально для непонятливых: Путин произвел еще три знаковых действия: на место Федотова назначил Фадеева, вместо Шульман ввел в СПЧ Кирилла Вышинского, а еще наградил медалью одного из своих главных держиморд генерал-майора Габдуллина…
Когда замена суетливого и угодливо-лояльного «либерала» Федотова на насквозь казенного и твердокаменного единоросса Фадеева была еще слухом, я написал статью под названием «Реквием по правам человека в России», которую завершил «оптимистичным» утверждением, что это еще не дно.
Это в биографии отдельного человека похороны, как правило, случаются один раз, а в отношении каких-то явлений в обществе реквием может звучать неоднократно. Вон, Российская империя, не к ночи будь помянута, дважды распадалась, а все как новенькая. Права человека российской властью растаптывались за последние 20 лет многократно. И СПЧ все эти годы был вполне бессильным свидетелем этого процесса. Можно понять Екатерину Шульман, которая в своем ярком и задорном выступлении на YouTube-канале сообщила городу и миру, что с ее уходом проект СПЧ закрывается как правозащитный и теперь фадеевы и вышинские будут защищать права только украинцев с американцами, а также заниматься воспитанием молодежи.
Понять Екатерину Шульман можно, а вот признать ее правоту труднее. И вот почему.
Во-первых, и при Шульман с Чиковым и Шаблинским с Бобровым СПЧ был вполне бессмысленной и бессильной нашлепкой на людоедской морде власти. Эти четверо вполне симпатичных людей вместе с Федотовым были частью либеральной тусовки в СПЧ. Поэтому либеральная тусовка с готовностью и любовью предоставляла им трибуну своих СМИ: «Эха», «Дождя», «Медузы» и т.д. Лучше, ярче, успешнее и чаще всех этой трибуной пользовалась Екатерина Шульман и благодаря ее замечательным выступлениям создавалась иллюзия того, что с правами человека у нас все не так уж и безнадежно. Хотя за эти 10 месяцев, что Шульман и другие замечательные люди были в СПЧ, множество безвинного народа уехало на приличные сроки, в тюрьмах и колониях творился беспредел, полиция крышевала наркотрафик, подбрасывала наркоту и кошмарила мигрантов.
Во-вторых, после ухода «шестерки либералов» в СПЧ осталось не так уж мало тех, кто занимается защитой прав человека давно и профессионально. Причем, в отличие от Шульман, эти люди были и остаются правозащитниками вне зависимости от наличия или отсутствия у них корочки СПЧ. Игорь Каляпин будет продолжать бороться против пыток, Бабушкин стучать в ворота современного ГУЛАГа и отстаивать права зеков, юристы-правозащитники Игорь Пастухов, Мара Полякова и Генри Резник — добиваться справедливости в судах, а Верховский со своей «Совой» наперевес по-прежнему станет противостоять нацизму и ксенофобии. При этом ни один из этих людей не изменит своего поведения в зависимости от того, кто будет возглавлять СПЧ, и даже от самого факта своего пребывания в этом органе.
В-третьих, нынешняя зачистка СПЧ явно не самое страшное из того, что произошло со страной за последнее время. Оккупация Крыма, агрессивная война против Украины, геноцид в Сирии, показательное убийство Немцова – это весьма неполный перечень событий, которые можно с намного более весомыми основаниями назвать рубежными в движении России вниз, в сторону ко все большему тоталитаризму.
Да, запах внутри СПЧ после путинской зачистки стал намного противнее, даже издалека шибает. Я бы там и минуты не выдержал. Находиться в одном помещении с такими «правозащитниками» как Брод, Мысловский или Кабанов, от которых за версту разит охранкой, могут либо святые, либо карьеристы, либо такие же «подментованные правозащитники». Большинство в сегодняшнем СПЧ составляют обычные лицемерные приспособленцы типа Гусева с Соловьевым (не тот, который «помет», а тот что из СЖР) или Винокуровой с Карагановым – эти сроду никакого отношения к правам человека не имели и сидят там ради корочки и визитки с адресом, на котором написано «Старая площадь»…
Возвращаясь к вопросу о том, не пора ли тушить свет в Шереметьево и не только. То, что в этой стране было, есть и какое-то время будет тухло, душно и сумеречно, это вам лучше меня расскажет любой капитан очевидность. Выход из этой тухлости, духоты и сумерек у каждого индивидуальный: через Шереметьево, уход по внутреннюю эмиграцию, в пьянку, в семью или в котиков. А кто-то будет продолжать пытаться. Индивидуально. Помогать людям отстаивать их права. Стоять в пикетах. Протестовать. Вести журналистские расследования. Возможно, действия этих людей будут смешными, бессмысленными и безрезультатными. А возможно, в какой-то момент их усилия войдут в резонанс с внутренними циклическими колебаниями Российской империи, с ударами по ней извне, и она, наконец, развалится. В третий раз уже окончательно. Поэтому просьба к отъезжающим во внешнюю и внутреннюю эмиграцию: не выключайте за собой свет, оставьте хотя бы аварийное освещение.
И еще. Насчет обманного света иллюзий. Тут некоторые политологи в связи с зачисткой СПЧ принялись горевать о проигрыше технократа Кириенко ужасным силовикам. Так вот. Нет там никакого отдельного Кириенко. И «технократической башни Кремля» нет. И отдельной «партии войны» нет. Есть путинизм – гибридный постмодернистский фашизм. А все эти «войны кремлевских башен» — это все болотные огоньки иллюзий, которые блуждают на поверхности российской политологии – мерзкой лженауки, лукавой служанки путинизма…