Игорь Эйдман: Хочется верить, что путинский культ станет последним
Согласно старому анекдоту вся российская история — это культпросвет: культ — просвет, потом опять культ – просвет и так до бесконечности. Действительно, Россия развивается циклично: после того, как политические заморозки доходят до апогея, власть достается новым людям, которые начинают реформы и провозглашают гласность. Тогда кажется, что страна твердо встала на путь демократического развития, но тут как черт из табакерки вылезает новый диктатор, быстро подмораживающий Россию. Застой и сверхавторитаризм Николая 1 (культ) закончились реформами Александра 2 (просвет), а те контрреформами Александра 3; сталинский культ — хрущевский оттепелью, та – бержневским застоем, он в свою очередь – перестройкой и реформами начала 90-х, которые завершились путинской диктатурой.
Сейчас на пике нового культа мы отмечаем годовщину высшей точки последнего просвета — революции 1991 года.
Путинский культ, как и все предыдущие, неизбежно закончится просветом, то есть революционными реформами и разоблачением ушедшего диктатора. Причем, складывается ощущение, что он (и культ, и сам диктатор) уже дошел до пика идиотизма и просвет близок. Даже в правящей верхушке видны первые признаки разброда и шатания, некоторые «твердые путинцы», типа Чемезова, начинают на всякий случай что-то вякать в защиту демократии и против репрессий.
Хочется верить, что путинский культ станет последним. Должна же когда-нибудь закончиться бесконечная гонка России по замкнутому кругу от реформ к диктатуре и обратно.