Сейчас многие задаются вопросом: чем объясняется столь жесткое пресечение правящим режимом попытки оппозиции принять участие в выборах в Мосгордуму? Массовое снятие оппозиционных кандидатов с выборов и последующие за этим необоснованно жестокие разгоны акций протеста, сопровождающиеся арестами тысяч людей, многочисленными административными делами и растущим на наших глазах большим уголовным делом о «массовых беспорядках» (аналог «Болотного дела»), — все это производит впечатление неадекватности властей, которые как будто бы потеряли рассудок и сами своими руками раскручивают большой политический кризис в Москве.
Неужели Собянин, Колокольцев, Бастрыкин, а, может, и Путин, свихнулись, съехали с катушек и потеряли чувство реальности? Рискну предположить, что это не так. Во-первых, я не верю в коллективные помешательства власть предержащих. Во-вторых, я уверен, что люди, захватившие и успешно удерживающие власть в огромной стране столько лет, не обладают тонкой душевной организацией и не склонны к эмоциональным перепадам. Напротив, в их действиях всегда прослеживаются холодный расчет и определенная логика, пусть бесчеловечная и преступная, но все-таки логика. Их действия нельзя называть спонтанными, непродуманными и слишком (для них) рискованными. Скорее, наоборот, каждый их шаг выверен до мелочей, рассчитан так, чтобы достичь нужного им результата при минимальных (опять же – для них) издержках.
Точно так же обстоит дело и с этими «выборами». Слово выборы я не случайно ставлю в кавычки, поскольку давно уже убежден, что никаких выборов в России нет и быть не может до тех пор, пока существует этот режим. Тем не менее, властям удалось убедить значительную часть общества, в том числе и оппозиционную среду, что выборы в России есть, в них можно принимать участие и даже побеждать. В качестве наглядной модели свободных выборов был представлен образец – выборы в муниципальные собрания в Москве, куда смогли избраться многие оппозиционеры, получив статус муниципальных депутатов. Поверив в свои силы, они, вместе с другими оппозиционными кандидатами, решили проверить на прочность стены Московской городской думы. Ведь, чем черт не шутит!? Если можно избраться в муниципальное собрание, то почему нельзя избраться в Мосгордуму? Именно такого рода рассуждения я слышал от многих из тех, кто поддерживал идею участия в выборах.
Однако реальность оказалась отрезвляюще жестокой. Сбылись самые мрачные прогнозы противников участия в выборах, причем сбылись даже в худшей степени, чем это кто-либо мог предположить. Вместо того чтобы поступить обычным для себя образом, то есть, пропустить часть кандидатов, зарубив остальных, кого-то снять с выборов, а кому-то не дать избраться в ходе самой электоральной процедуры, власть пошла на полную зачистку оппозиционной поляны. Десятки кандидатов от оппозиции просто не были допущены к выборам с самого начала. Уже тогда можно было понять, что это делается вполне осознанно.
Затем оппозиции дали возможность немного побузить, показав свои силы. А вслед за этим начался планомерный уличный разгром оппозиции, сопровождающийся избиениями, жесткими задержаниями и административными делами. А в качестве нокаутирующего удара было использовано уголовное дело по статье о «массовых беспорядках», по которому уже проходят несколько человек.
Все это очень не похоже на какой-то спонтанный нервный срыв власть предержащих, на коллективный психоз или панику. Слишком четко, жестко и последовательно действуют власти. Очевидно, что все их действия являются этапами реализации какого-то плана по подавлению оппозиции. И, кажется, я понимаю какого именно плана.
Я думаю, что власть нанесла оппозиции превентивный удар, причем удар на уничтожение. И дело совсем не в московских выборах, не в местах в Мосгордуму и даже не в московском бюджете. Нет, все гораздо серьезнее.
Впереди у Кремля две большие проблемы: «выборы» в Государственную Думу в 2021 и президентские «выборы» 2024. Сами по себе эти события могут стать катализаторами грандиозных уличных протестов, а учитывая существование «проблемы 2024», когда придется каким-то образом продлять полномочия Путина или срочно сажать на престол преемника, парламентские и президентские «выборы» грозят перерасти в полномасштабный политический кризис. И чтобы этого избежать, надо нанести превентивный удар по тем силам, которые могут раскачать ситуацию в стране, воспользовавшись для этого незначительным предлогом избирательной кампании в Мосгордуму.
Судя по всему, власть закинула московской оппозиции приманку в виде очевидно несправедливого, беспредельного и бандитского по своей сути снятия оппозиционных кандидатов с выборов. А оппозиция, похоже, попалась на живца, вступив в острую, уличную фазу конфликта еще до выборов 8 сентября. И в итоге проиграв – спецприемник, запуганные репрессиями люди, уголовное дело по «массовым беспорядкам» с множеством фигурантов и еще одно уголовное дело по «отмыванию денег ФБК».
Вполне возможно, что Кремль воспользуется сложившимся кризисом для того, чтобы полностью зачистить московскую оппозицию прямо сейчас, еще до выборов в Мосгордуму. А заодно продемонстрировать свои возможности, силу и готовность идти до конца в деле сохранения своей власти.
Парализованное, запуганное разгонами и уголовками общество, уже не сможет сыграть никакой роли в процессе разрешения «проблемы 2024».