Путин останется с Мадуро до конца

Константин Эггерт: Кремль будет до последнего помогать режиму Мадуро, какими бы ни были последствия для России

И снова загадочные самолеты, и снова Персидский залив, и снова большие деньги. Нечто подобное было пять лет назад, когда, по сообщениям ряда сайтов слежения за авиатрафиком, самолет Виктора Януковича незадолго до позорного бегства экс-президента из революционного Киева тоже совершил рейс в Объединенные Арабские Эмираты и вполне мог доставить туда что-то явно очень ценное.

Золото Венесуэлы и новый конфликт с США

Теперь, правда, и расстояния больше, и самолеты российские, и политические ставки куда выше. Если Москва действительно помогает венесуэльскому диктатору Николасу Мадуро вывозить и продавать золотой запас страны, то это очень быстро может привести ее к новому конфликту с Соединенными Штатами. Мадуро — не Янукович (по крайней мере, пока), а Украина, о которой в Вашингтоне вспоминают спорадически, — не Венесуэла.

В наше политкорректное время «доктрину Монро» упоминать не принято. Но (скажу дипломатично) особое внимание Соединенных Штатов к происходящему в Центральной и Южной Америке — непреложный факт. Для вашингтонской элиты происходящее сегодня в Венесуэле — продолжение исторического противостояния с левыми режимами, поддерживаемыми Москвой, которое восходит, как минимум, еще к захвату власти на Кубе коммунистами во главе с Фиделем Кастро в 1959 году.

И нынешний помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, и госсекретарь Майк Помпео — «ястребы» в том, что касается авторитарных режимов типа венесуэльского, иранского и китайского. Представить себе, что они завтра скажут: «Ну, ради Владимира Владимировича, мы, так и быть, оставим Мадуро в покое» просто невозможно. Тем более что со дня на день и Европейский Союз должен признать председателя парламента Хуана Гуайдо в качестве временного президента. И тогда единый западный антимадуровский фронт станет реальностью. Но Путин не отступит.

Силуанов не спасет Венесуэлу

Многомиллиардные инвестиции в нефтяную промышленность нищей страны — важная, хотя и не единственная причина этого. Российский лидер — пламенный сторонник монетаризма и противник использования печатного станка для решения социальных и политических проблем. К чему ведет инфляционная политика Мадуро, он, я уверен, давно разобрался. В глубине души, даже хозяин Кремля должен понимать: никакое ЦРУ не смогло бы «изнасиловать» венесуэльскую экономику так, как Уго Чавес и его наследники.

Деньги, вложенные «Роснефтью» в нефтяные проекты, никогда не окупятся. Если кто-то что-то успел за эти годы «распилить» с венесуэльскими «командантес», то так тому и быть. Если же (а это становится все более вероятным) режим в Венесуэле поменяется, то место «Роснефти» быстро займет какой-нибудь ExxonMobil.

Единственная (невероятная) возможность спасти и экономику Венесуэлы и режим Мадуро одновременно — это назначить Антона Силуанова вице-президентом страны, ответственным за экономику, а Алексея Улюкаева досрочно освободить из тюрьмы и поставить во главе Минфина в Каракасе. Пока этого не случится — а этого не случится — Мадуро продолжит загонять страну в экономический тупик.

Тем не менее Москва от него не отвернется. Ведь, начиная с отправки российских ВKС на помощь Башару Асаду осенью 2015 года, Путин считает себя главным в мире борцом с вашингтонской политикой смены авторитарных режимов. Пережив два Майдана в Украине и «Революцию роз» в Грузии, он решил никогда больше не уступать американским «демократизаторам». Близкая победа в Сирии должна была убедить его, что это — правильная политика. И ему теперь очень важно вновь доказать: «Кремль своих друзей не бросает».

Поддержка Мадуро — вызов Вашингтону

Уверен: секретные телефонные линии между Москвой и Каракасом раскалились добела от советов: «Не сдавайся, Николас! Если надо — дави их танками! Мы тебе для чего Т-72 поставляли? Виктор в Киеве тогда испугался — теперь живет на даче под Москвой. Николас, ты не хочешь полгода смотреть из окна на снег? Если нет, то не стесняйся в средствах».

Собственно, на танки, а точнее, на тех, кто ими будет управлять, и пойдут средства, которые, если верить «Новой газете», российские представителя обменяли на более чеммиллиард долларов наличными в Дубае. Видимо их так и будут раздавать военным и полиции — в конвертах. Потому что банковской системы в стране практически тоже не осталось. Если сообщения о продаже золотого запаса Венесуэлы точны, то это значит лишь одно — положение режима Мадуро действительно отчаянное, и ему очень скоро придется решать, выводить ли на улицы те самые Т-72. Ведь миллиард долларов — это, на самом деле, ничтожно мало для выхода из кризиса такого масштаба.

Путин вступил в прямую конфронтацию с Вашингтоном в Западном полушарии. Последний раз это было в начале семидесятых, когда Леонид Брежнев попытался сделать из Чили вторую Кубу, а из президента-социалиста и доверенного лица КГБ Сальвадора Альенде — нового Фиделя Кастро. США тогда помогли чилийским военным во главе с генералом Аугусто Пиночетом свергнуть Альенде.

Путинский режим, который сам изолирован и находится под санкциями, бросает вызов Вашингтону — не имея и десятой доли ресурсов и мирового влияния СССР. Сирийские триумфаторы не знают пути назад. Для большинства россиян происходящее в Венесуэле — «конфликт в далекой стране между людьми, о которых мы ничего не знаем». Думаю, им осталось недолго пребывать в неведении.

Константин Эггерт

Видео
Главная / Статьи / Мнение / Путин останется с Мадуро до конца