Наш мир с каждый днем становится все безумнее, националпопулизм теснит либеральные ценности, один кризис сменяет другой, военные действия не прекращаются, несмотря на вывод войск, экономисты…
Наш мир с каждый днем становится все безумнее, националпопулизм теснит либеральные ценности, один кризис сменяет другой, военные действия не прекращаются, несмотря на вывод войск, экономисты со своими прогнозами отходят на второй план, уступая политтехнологам и военным. Один из способов понять происходящее – посмотреть на тех, чьи идеи формируют представления самых различных людей о мире. Издание Foreign Policy выпустило новый рейтинг глобальных мыслителей – тех, кто оказывал глубокое влияние на планету за последний год. Идея списка — не в том, чтобы чтить благодетелей (хотя их и много), а в том, чтобы привлечь внимание к некоторым из самых влиятельных людей в мире – действующих во зло или во благо. Гении цифровой эры, герои-расследователи, люди науки соседствуют с проходимцами, «тайными кардиналами» и просто изуверами. В нем одновременно присутствуют убитый журналист Джамал Хашогги и наследный принц Саудовской Аравии Моххамад бен Салман. Есть в рейтинге и единственный россиянин.
«Владислав Сурков, как один из ближайших советников самого влиятельного человека в России, усовершенствовал искусство пропаганды. Сурков не только укрепил власть Кремля, перестроив российский ландшафт оппозиционных партий и групп гражданского общества, но и использовал дробление СМИ для увеличения охвата российской дезинформацией—внутри страны и за рубежом. Его подход, как говорят, вдохновил различных подражателей по всему миру, включая анонимных троллей социальных сетей и пресс-операцию администрации Трампа», — отмечают авторы рейтинга.
«Серые кардиналы», использующие свое влияние для решения личных вопросов и комплексов – те, кто зачастую определяют идеологию современных государств, смещающихся в сторону националпопулизма. «Сосед» Суркова по рейтингу – иранский деятель Кассем Сулеймани, чье имя включено в «черный список» ООН из 15 высокопоставленных военных и политических деятелей Ирана, подозреваемых в причастности к разработке ядерной и ракетной программ. Считается, что он был одним из тех, кто убедил Кремль начать военную операцию на территории Сирии. Сулеймани руководит тайными военными усилиями Ирана вот уже два десятилетия, его тень обнаруживается везде, где активен Иран — от Йемена до Ирака и Сирии.
Еще один участник рейтинга — Стивен Миллер, старший советник Дональда Трампа. Как отмечает Foreign Policy, приобрел власть, питая аппетит своего покровителя к провокациям. У них с Сурковым вообще много общего. Один – выходец из еврейской либеральной семьи, ставший идеологом националистической антииммигрантской политики Трампа, разрушающей демократию и либерализм. Другой – стесняющийся своего чеченского происхождения автор национальной концепции суверенной демократии, начинавший свой путь в либеральном «Менатепе», но избравший дорогу путинского чиновника . Оба – не гении по природе, но знатоки технологий и способов влияния. В тайных фантазиях мыслители-демиурги, в реальности – бюрократы-пропагандисты.
У Суркова ведь и правда много заслуг, позволяющих ему оказаться среди тех, кто оказал и оказывает большое влияние на своих начальников, а через них – на происходящее в мире. В «активе» Суркова – разгром независимых СМИ в интересах «семьи» (уничтожение НТВ, огосударствление ОРТ – часть этого процесса) и построение системы пропаганды, до сих пор с успехом используемой Кремлем. А в деле «ЮКОСа» Слава Сурков проявил свои самые типичные качества – склонность к интригам при внешнем дружелюбии. Будучи бывшим топ-менеджером «Менатепа» участвовал в подготовке атаки на компанию. Эта способность еще не раз проявится в его биографии. Из последнего – дело Кирилла Серебренникова, с которым он был близким другом и который поставил спектакль по книге «Околоноля». Вот уж воистину – дружба Суркова – сродни поцелую Иуды. А вспомним еще Абхазию, захват Крыма, войну на Донбассе. Быть, как Сурков, «мозгом» недалекого диктатора – это влияние? Безусловно. Но Вам нравится тот мир, который создают Миллер, Сулеймани, Сурков? Мне – нет.