Леонид Невзлин: Карикатурный образ из "Дер Штюрмер" возрождается вот так, ненавязчиво, в проброс
«Олеся, я всегда думал, что отвечать вопросом на вопрос – это показательная черта как бы другой национальности», — произносит ведущий программы «Время покажет», обращаясь к украинке. И вокруг все (кого выхватывает камера) радостно улыбаются.
Клише выскакивает у парня из подсознания, где, видимо, давно и уютно живет.
Ведущий, Артем Шейнин, явно не задумывается ни на минуту, как это звучит для нормальных людей. И точно не считает идиотами тех, кто со счастливой улыбкой узнает клише и кивает.
Неизбывно, где-то в печени все это засело и никуда не делось. Такой, как бы между прочим, антисемитизм-лайт, типа шутка.
Эпизод совершенно незначительный. Всего несколько секунд в рамках большой программы, вроде и обращать внимания не стоит. Новинка путинской России: антисемитизм не злобный, а дружелюбно подтрунивающий, «антисемитизм с человеческим лицом», на который даже и реагировать неловко – тут же скажут: ну что ты пристал к человеку, он же улыбается, не наезжает.
Более того, скажут, даже президент Российского Еврейского Конгресса Юрий Каннер не против шуток про евреев. На днях он пересказав анекдот журналисту Коммерсанта.
«Однажды я был участником официальной российской делегации в Польше, и мы посетили музей нацистского лагеря смерти в Освенциме. За обедом официант спросил у одного известного московского раввина, какую воду тот предпочитает. Раввин ответил: «Обычно я пью воду с газом, но именно в Освенциме, пожалуй, попрошу без газа». Все посмеялись, никого эта шутка не задела».
А реагировать ли на Владимира Познера, который в 2016 году неожиданно признался, что не считает евреев национальностью, и сказал: «Есть ли понятие «русский человек»? Конечно, есть. Есть ли понятие «француз»? Конечно, есть. А вот что такое «еврей» – понять уже трудно»…
Или на другого телеведущего Петра Толстого, который в 2017 году рассказал, что против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают евреи – внуки и правнуки тех, кто «рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году».
Действительно, почему кто-то усмотрел в его словах антисемитизм!
Карикатурный и не имеющий ничего общего с действительностью образ коварного, конечно же, еврея из «Дер Штюрмер» (или сиониста из журнала «Крокодил») возрождается вот так, ненавязчиво, в проброс.
А что же члены Еврейского конгресса? Возможно, им тоже нравится анекдот про воду без газа рядом с газовыми камерами. На мнение Каннера внимания можно было бы не обращать, поскольку влиятельность этого строительного гешефтмахера в еврейском мире равна нулю. Остается только сожалеть, что РЕК с 2001 года деградировал до такого уровня, что подобный персонаж имеет право пусть даже номинально занимать пост его главы.
Шутники, конечно, не подносят спичку и не разжигают насилие. Они просто не задумываются о последствиях и не мешают накапливаться пороху, к которому легко поднести спичку. То, что об этом не задумывается представитель Еврейского Конгресса, вдвойне паршиво. И потому что замечать и понимать такие нюансы его обязанность, и потому что отбрасывает тень на тех, кто имеет отношение к его деятельности.