На днях Росфинмониторинг поделился результатами своего расследования по нашумевшему в свое время «Панамскому делу». В ходе проверки «Панамского досье» специалисты Росфинмониторинга обнаружили 4197 офшорные компании, подконтрольные россиянам. По заявлению чиновников «Росфинмониторинга», многие из обнаруженных компаний связаны с «губернаторским, депутатским и министерским корпусом» России.
Интересно, что бы это значило? Очевидно, что никаких независимых государственных структур в России не существует, следовательно, Росфинмониторинг получил отмашку с самого верха, на то, чтобы провести свое расследование информации, полученной из «Панамского досье», и передать результаты расследования «компетентным органам». Вот только зачем? Ведь среди российских граждан, возможно причастных к офшорным операциям, назывались и известные представители российского истеблишмента: Андрей Турчак, бывший губернатор Псковской области, Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и даже личный друг Путина, виолончелист Сергей Ролдугин. Неужели все эти люди теперь находятся под ударом? Можно ли поверить в то, что Путин решится на широкомасштабную чистку среди своего собственного окружения и в целом – среди российской элиты?
Думаю, нет. Вся история современной России говорит нам о том, что представители российской политической элиты обладают почти безграничной неприкосновенностью, которую они получают в обмен на лояльность по отношению к правящему режиму и к президенту лично. Отдельные эксцессы, например, «дело Улюкаева» являются скорее исключением из правил, вызванным внутриэлитными разборками и покушением на интересы самых приближенных к руководству страны людей, таких как Сечин. В остальных случаях крупным госчиновникам прощается все или почти все. Вспомним хотя бы дело бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, которого аккуратно вывели из-под удара во время крупного коррупционного скандала.
Поэтому мы вряд ли увидим масштабные чистки в среде российской элиты. Слишком сильно они повязаны между собой: деньгами, коррупционными схемами, взаимными компроматами и, возможно, кровью. Ключевые фигуры останутся на шахматной доске на своих местах. За вычетом, может быть, парочки самых неудачливых и ненужных людей, которых могут демонстративно принести в жертву. Что касается среднего и низшего слоев российского чиновничества, то они могут пострадать гораздо сильнее. Возможны и массовые увольнения, и отставки, и громкие посадки. Поживем – увидим.
Понятно и то, что «панамское дело» может стать удобным предлогом для начала серьезных внутриэлитных разборок, когда одни группы начнут грызть другие, используя компромат из «панамского досье» и доступ к телу президента. Жертвами такой ожесточенной свары могут стать очень многие, за вычетом тех, кто действительно близок к самому верху. Последние пользуются и будут пользоваться полным иммунитетом. В остальном же система останется прежней, ибо базовый принцип ее функционирования остается неизменным: безнаказанность в обмен на лояльность. Но это в России, а за пределами нашей Родины, для фигурантов «панамского дела» все может сложиться совсем иначе.
Вступив в конфронтацию со всем западным миром, руководство России поставило под удар интересы российской элиты на Западе. Той самой элиты, которая так глубоко инкорпорирована в западную финансово-экономическую систему, как в личном качестве (личные счета, недвижимость, другая собственность), так и посредством участия российских компаний в торговых операциях и корпоративных структурах США и Европы. Антироссийские санкции, над которыми так искренне смеялись «наши Искандеры», ударили в первую очередь по самым топовым российским олигархам, таким как Дерипаска, состояние которого уменьшилось почти вдвое за один день после принятия очередных санкций.
Санкционные списки США пополняются все новыми и новыми фамилия, а «Список Путина» составленный и принятый Форумом свободной России и представленный в Вашингтоне, включает в себя практически всю политическую и финансовую элиту страны. «Панамское дело», в том числе его раскрутка в России руками Росфинмониторинга только подбросит дровишек в огонь. Людям, очевидно связанным с офшорными скандалами, будет заказан путь на Запад. Отныне они не смогут проводить там свои финансовые операции, приобретать собственность и, возможно, даже пользоваться ей, получать визы и виды на жительство в странах ЕС и в США.
Оставлю за скобками возможные возражения о том, что для российских граждан это не так уж и страшно. Мол, и так, в России проживем. Для тех, кто не имеет больших денег, не хранит их за рубежом и не имеет там своих коммерческих интересов, это действительно не проблема. Обычным гражданам России терять особо нечего. А вот российским чиновникам и крупным бизнесменам, деньги, дома и дети которых уже давно находятся в западных юрисдикциях, «панамское дело» может стать неразрешимой проблемой.