Марат Гельман: Прошу считать критику мной режима - самокритикой
По инерции, уже дома, а в голове все еще форум. На нем не Каспаров и не Морозов, а Владимир Дубосарский (Dubossarsky Vladimir) и Василий Шумов (Vasily Shumov) были для меня такими полярными ориентирами. Они говорили разное, прямо противоположное, но я согласен с обоими. Все просто и все сложно. Дальше мое, слегка запоздалое :
прошу считать критику мной режима — самокритикой. Я никому лично не судья.
тот факт, что я участвовал на разных этапах в становлении этого режима не означает, что я не могу высказывать своего отвращения к нему. Этот значит что я не буду участвовать в публичной политике что бы сложности моей биографии не стали препятствием какой-то новой чистой политической силе — прийти к власти.
Меня можно считать радикальным только в определенном смысле, а именно:
— я считаю что нынешний режим не поддается ни улучшению ни модернизации ни в каком виде. Каждый сам принимает решения, у каждого свои мотивы, которые я могу уважать и принимать. Но главное не обманывать себя мыслью, что вы его измените. он вас — да, с большй вероятностью.
— я считаю что смена этой власти будет не в результате выборов. Это не значит , что Навальный делает ошибку участвуя в них. Он формирует таким образом свой актив, он заставляет власть делать ошибки, но к смене власти это отношение не имеет.
— я считаю что федерализация, максимальная самостоятельность регионов — во благо России, а может и самоопределение некоторых нынешних субьектов РФ — это нормально.
— считаю, акт аннексии Крыма надо отменить. Понимаю всю сложность этого вопроса, но исходя из интересов в первую очередь Россиян, надо возвращаться в международное правовое поле. Возврат — не возврат — переложить всю сложность на международные институты, дать возможность всем патриотам России живущим в Крыму — переехать в Россию. Сейчас вопрос международных отношений важнее чем «чей крым».
Меня можно считать умеренным, так как
— я не считаю людей, большинство граждан России, подвергнувшихся пропаганде, ответственными за деятельность кремля. И даже большинство чиновников не считаю и большинство служащих в силовых ведомствах. И я не готов считать врагами тех, кто сейчас сотрудничает с властью. Ругать их — да, укорять их — да, но не враждовать.
— я не считаю, что «во всем виноват Путин». Есть проблемы не решавшиеся триста лет, сто лет и т д . В той сфере, которой я занимаюсь — в нынешней власти компетентных современных людей нет. Но пытаться помогать нынешней власти бессмысленно и порочно. Я буду ждать тех кому мои компетенции пригодятся.
— я не патриот. Если буду вынужден решать — семья или страна — выберу семью. Если решать друг или страна — выберу друга. Даже если друг иначе чем я смотрит на происходящее. Но я принадлежу русской культуре, к ней привязан и хотел бы, при изменении обстоятельств, снова жить и работать в России.
— путь от сегодняшней, путинской России, до Прекрасной России Будущего — долгий путь. Надо прожить этот путь в радости, в творчестве, в ладу с самим собой. Я готов помогать и не хотел бы жертвовать. Можете на меня расчитывать