Результаты расследования дела Скрипалей в Великобритании будут иметь серьезные последствия для агентуры российских спецслужб по всему миру, полагает Константин Эггерт.
Грубоватый советский анекдот про нехватку туалетной бумаги исчерпывающе описывает реакцию официальной Москвы, обвиненной правительством Великобритании в организации покушения на экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля. Человек, безуспешно пытавшийся «купить» туалетную бумагу у скрывающих «дефицит» продавцов, в финале анекдота говорит приятелю: «Я им и штаны снимал, и даже унитаз приносил — ну нет у них ни одного рулона!».
Что делать с лицом Терезы Мэй?
По утверждениям британской полиции, в расследовании дела Скрипалей участвуют 250 сотрудников. Они просмотрели 11 тысяч часов записей с десятков, если не сотен камер наблюдения. Предъявлены фотографии, есть данные подлинных паспортов, по которым некие Александр Петров и Руслан Боширов (имена, в отличие от документов, скорее всего, вымышленные) въехали в Соединенное Королевство, есть следы «Новичка» в номере гостиницы, где останавливались «гости» из Москвы.
Но в ответ на довольно подробное описание операции, которую британские власти приписывают российской военной разведке (экс-ГРУ, ныне — ГУ Генштаба), последовал ответ шефа отдела информации и печати МИД Марии Захаровой. Имена эти нам ничего не говорят, заявила Захарова, и, вообще, пора обнаглевшим британцам переходить от «беспочвенных обвинений» к «плотной работе» с российскими госорганами — теми самыми, которые Лондон и обвиняет в покушении на Скрипалей и которые скоро также обвинят в гибели британки Дон Стерджес, случайно нашедшей выброшенный агентами флакон с «Новичком».
Помощник президент Путина по международным делам Юрий Ушаков был, в отличие от Захаровой, краток: «Эти данные — это не данные, а непонятно что». Короче, нет у них «ни одного рулона» для британцев, и не просите.
Наемные пропагандисты на подхвате тут же бросились объяснять российской публике, почему на самом деле это сами британцы пытались грохнуть Скрипалей — разумеется, чтобы свалить все на Россию и сделать ее изгоем. А так называемый «сенатор» Владимир Джаббаров и вовсе заверил публику в том, что, на самом деле, доказательств никаких нет и не будет. Поэтому премьер-министр Тереза Мэй озабочена только одним — «сохранением лица».
В отличие от экс-генерала Джаббарова и тысяч других марионеток администрации президента России, у Терезы Мэй лицо хотя бы есть. И оно если и пострадало, то только от того, что, будучи министром внутренних дел, она пыталась тормозить обнародование всех фактов по делу о первом громком убийстве радиоактивным веществом на территории Великобритании российского гражданина — Александра Литвиненко.
Тогда, в премьерство Дэвида Камерона, на Даунинг-стрит господствовало мнение, что Путина не стоит «раздражать», что миллиарды грязных денег, текущие из России в Соединенное Королевство, — большое благо для страны, и что, вообще, если «русские убивают русских», то не стоит по этому поводу сильно волноваться. Просчеты той поры привели кого-то в Москве к убеждению, что ликвидация неугодных с помощью химического и биологического оружия — дело перспективное и не очень хлопотное.
Российская агентура — в прицеле британцев и американцев?
Но теперь просчиталась Москва. Причем дважды — потому что Петров и Боширов сначала умудрились не убить Скрипаля, а затем крайне непрофессионально избавились от флакончика с «Новичком», дав в руки полиции прямое доказательство покушения. Весь эффект от акции устрашения оказался смазанным. Британия взялась за историю со Скрипалями всерьез, и в этом ее поддерживают союзники, прежде всего, Соединенные Штаты.
Сначала Лондон на заседании в Нью-Йорке проинформирует о результатах расследования Совет безопасности ООН — и весь мир. Нам наверняка предстоит восхитительное зрелище — словесная дуэль специального представителя Соединенного Королевства при ООН Карен Пирс с еще одним командированным Москвой лжецом — постпредом Василием Небензей, который, как мы теперь знаем по весенним дебатам в Совбезе, читал «Винни Пуха», «Алису в стране чудес» и «Приключения Шерлока Холмса».
Но главное будет впереди. Во-первых, пока Великобритания остается в Европейском союзе, она не только проинформирует других членов ЕС о ходе расследования, но и попросит об акции солидарности, то есть о введении дополнительных санкций. Пойдет ли Евросоюз на скоординированную акцию, неясно. 28 государствам, многие из которых не скрывают, что не хотят портить отношения с Москвой, будет трудно прийти к согласию.
Однако, во-вторых и в главных, можно с высокой долей вероятности предположить, что «пять глаз» — неформальное объединение спецслужб Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии — начнут скоординированную массированную атаку на российские разведсети по всему миру. Пара утечек на сей счет в британской прессе явно направлена на то, чтобы вызвать у части российской агентуры панику и заставить ее делать ошибки.
В-третьих, первые зримые результаты расследования дела о покушении на Скрипалей также дают дополнительные козыри для ужесточения санкций американским сенаторам. Они скоро должны приступить к работе над новым законопроектом о санкциях против российских физических и юридических лиц.
Марии Захаровой предстоит еще много брифингов, на которых она будет так же убедительно, как и раньше, опровергать причастность Москвы к этому и другим делам. Фирменное «А вы докажите!» еще не раз будет звучать со Смоленской площади. Старые советские анекдоты, оказывается, по-прежнему очень полезны для понимания современной российской политики.
Автор: Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь». Автор еженедельной колонки на DW. Константин Эггерт в Facebook: Konstantin von Eggert