Александр Немец: МосБиржа закончила апрель довольно скверно
Крику о новых санкциях США против путинского режима много, а где список арестованных активов, включая деньги на банковских счетах, имения и квартиры типа «Люкс», все прочее? Где арестованные активы 24 путинских олигархов и прочих «лиц приближенных к Путину», перечисленных в новых санкциях Минфина США от 6 апреля? Я уж не говорю об активах остальных 186 «верных путинцев» из «списка 210» Минфина США, опубликованного в ночь с 29 на 30 апреля?
Информация почти отсутствует.
В предыдущей статье я привел два известных случая ареста российских активов:
1) 11 марта Минфин США заморозил банковские счета Ротенбергов и Ковальчука (в американских банках) на общую сумму $637 миллионов.
2) 21 апреля Швейцария (не Америка!) – в рамках новых экстерриториальных санкций введенных Минфином США 6 апреля – заморозила активы компании «Ренова», принадлежащей олигарху Вексельбергу на сумму от $1,5 миллиардов до $2 миллиардов.
Это пока все. Может быть, я пропустил какую-то серьезную информацию? Едва ли. Согласно очень информированному каналу «Итоги недели со Степаном Сулакшиным», «арест полутора миллиардов долларов активов олигарха Вексельберга в Швейцарии стал пионерной акцией; доберутся и до остальных; Запад полностью утилизирует российские активы».
Словом, по крайней мере по 30 апреля, других сколько-нибудь серьезных случаев ареста активов россиян из «нового сокращенного списка» не было.
Возникает сакраментальный вопрос: «Где деньги, Зин?» Но «Зина» Мнучин молчит, поскольку предъявить почти нечего.
Минфин США, при поддержке других структур Администрации США, в течение 9 месяцев, со 2 августа 2017 года (момент «подневольного» подписания Трампом мощного пакета санкций, направленного против РФ, Северной Кореи и Ирана) по 30 апреля 2018 года, разрабатывал большие планы арестов российских олигархических активов в США, Канаде, европейских странах и разных оффшорах. И даже вроде бы попытался их осуществить. Напомню, что пакет санкций от 6 апреля предусматривает немедленный арест всех активов российских физических лиц (24 человека) и юридических лиц (7 компаний) из «нового списка».
Но практически ничего сделано не было. Единственный серьезный случай ареста активов имел место не в Америке, а в Швейцарии.
Возможны два объяснения и оба плохие. Первое возможное объяснение – непрофессиональность и неэффективность действий Минфина США. (На самом деле, это очень профессиональная и эффективная организация, но вдруг…)
Недели две назад мой друг Юрий Фельштинский в интервью объяснил, что олигархи использовали несколько месяцев после 2 августа 2017 года, чтобы половчее припрятать или замаскировать свои активы. Например, Дерипаска, главный объект пакета санкций от 6 августа, скорее всего, выгодно застраховал свои алюминиевые акции RUSAL, размещенные на нью-йоркской фондовой бирже.
И вот теперь Минфин США попытается арестовать все эти акции или их пакет принадлежащий лично Дерипаске, и Дерипаска автоматически получит огромную страховую премию от New York Life. Или какой-то другой ведущей страховой фирмы. А Минфин США останется с носом.
Другое объяснение, куда более вероятное – саботаж. Трамп приказал Мнучину осуществлять санкции против РФ «с сурдинкой» или «с модератором» (приспособления, используемые для резкого уменьшения уровня звука в скрипке и рояле соответственно). В итоге санкции «спускаются на тормозах». Причины – в хорошо известных «особых отношениях» Трампа и Путина.
Разумеется, уже в мае ситуация может существенно измениться, особенно если вскроется какая-то новая «кремлевская пакость», из новых или старых. Тут и Трамп не решится помочь.
В Москве очень этого боятся. В частности, на разных «патриотических» сайтах (например День ТВ, с участием депутатов Госдуры) 27-29 апреля активно обсуждалась возможность конфискации Америкой примерно $110 миллиардов, вложенных правительством РФ в T-bonds (государственные облигации США). «А затем длинная волосатая лапа Минфина США протянется и заберет оставшиеся $350 миллиардов золотовалютных резервов России!»
Одновременно, на сайтах Москвы (со страхом) и Киева (с удовольствием) обсуждалась предполагаемая конфискация правительством Великобритании российских активов в Лондоне с окрестностями, а также на подконтрольных Лондону «оффшорных» Виргинских островах.
В итоге, несмотря на «почти не начатые» аресты и конфискации российских активов в западных странах, только на основе страха, МосБиржа закончила апрель довольно скверно. Не помогли и рекордные с ноября 2014 года цены нефти (около $68,5 за баррель для техасской нефти и выше $75 за баррель для Brent).
За доллар давали 63 рубля, за евро 76 рублей (рубль упал на 11-12% ниже конца марта), а долларовый индекс МосБиржи РТС упал примерно до 1150 (падение на 8% против конца марта). Если начнутся серьезные аресты российских активов, все эти показатели сразу же существенно упадут.