Сага о нанометре и других высоких технологиях

Александр Немец: на сколько их еще хватит?

Пару дней назад Каспаров.Ru поместил интересный материал (из телеграм-канала) о чипах, микронах и нанометрах, о том как СССР к концу 1980-х уже не мог соревноваться с Америкой в микроэлектронике, микропроцессорах и компьютерах. Да, эти данные близки к реальности.

В феврале 1986 года я пришел в Президиум АН СССР и первым делом (по указанию начальства) выяснил, используя свои знания английского, японского и китайского, как обстоит дело в мире с разработкой и производством сверхбольших интегральных схем (СБИС) памяти (не буду утомлять читателей специфическими терминами вроде DRAM, SRAM …) и разных процессоров.

Через несколько дней я уже знал, что в 1985 году ведущие электронные фирмы США, Японии, Южной Кореи освоили серийное производство СБИС памяти емкостью 1 мегабит и технологическим уровнем 1300 нанометров (нм; для связности изложения не будем использовать микроны). В начале 1986 года уже велись разработки СБИС памяти в 4 мегабит и технологическим уровнем 800 нм; предполагалось освоить их серийное производство в 1988 году.

А как в СССР (главным образом, в Зеленограде)? Как мне объяснили, было освоено серийное производство схем памяти в 64 килобит и техуровнем 3000 нм. Отставание от Запада составляло 2 поколения или 6 лет. В сфере процессоров отставание было сходным.

Самое скверное, что для перехода к новому поколению СБИС требовалось новое импортное оборудование (установки электронно-лучевой эпитаксии, системы микро-позиционирования и пр.), скажем из Голландии. Изготовить свое оборудование приемлемого качества было затруднительно. Но в условиях «афганских санкций» и скверных отношений с Западом получить его из-за рубежа было практически невозможно.

Санкции были отменены в 1988 году, но к тому моменту стало «не до того».

В 1990-х и в «нулевых, Запад охотно поставлял России, «новому другу и союзнику», «под ключ» относительно передовые комплекты оборудования для производства СБИС. Вполне возможно, последние такие комплекты пришли в Сколково, в 2012-2013 годах. А затем наступил февраль 2014 года…

В результате, в 2016-2017 годах в России действовали предприятия «Микрон» (многочисленные хвалебные ролики о котором размещены на ютюбе) и «Ангстрем», с оборудованием, способным серийно изготовлять СБИС на уровне до 36 нм. Реально же выпускалось несколько сот миллионов СБИС в год, в основном простых, для ID-карт, банковских карточек, электронных проездных билетов, на уровне 45-50 нм.

Эти предприятия представляют собой «островки современной цивилизации» в технически отсталой стране. О самостоятельном производстве оборудования для изготовления СБИС с целью замены действующих комплектов, или (сказать страшно!) об изготовлении оборудования нового поколения лучше и не думать. Для этого теперь в РФ уже нет ни денег, ни технологического потенциала, ни квалифицированных кадров.

К началу 2018 года Запад изготовлял СБИС памяти и микропроцессоров уровня 10 нм и готовится переходить на уровень 7 нм (!). Лучшие китайские предприятия в данной сфере выпускаюи СБИС в 28 нм и готовятся переходить к уровню 10 нм.

Здесь у России тупиковая ситуация, как и в других «высоких технологиях, включая и военные, на которые не жалеют денег. 19 апреля пресс-секретарь Пентагона Дина Уайт заявила: «По итогам ракетного удара, произведенного США, Францией и Великобританией (ночь с 14 на 15 апреля), российские системы противовоздушной обороны, расположенные в Сирии, оказались абсолютно неэффективными и никак не помешали операции коалиционных сил. После нашей операции Россия ложно заявила, что системы ПВО Сирии сбили значительное количество ракет, в то время как мы де-факто поразили все наши цели. (Ни одна крылатая ракета, выпушенная военными трех стран, не была сбита».

Словом, российская систем ПВО из нескольких слоев в Сирии что существует, а что нет, результат один. Точнее никакого результата. Сбивать современные западные крылатые ракеты, движущиеся на высоте 30-50 метров над землей со скоростью около 900 км/ч, они не могут. Россия грозится доставить в Сирию системы С-300. Едва ли они усилят сирийскую систему ПВО, а сами они превратятся в дополнительные цели для израильских ракет.

20 апреля маршал Шойгу, на совещании в Минобороны РФ, похвастался успехами по своему ведомству: «Армией получено …новых танков и …новых БМП и БТР, …новых истребителей, один фрегат. На параде 9 мая будут представлены совсем новые виды военной техники, включая боевые роботы…»

Но боевые действия в Сирии (включая Дэйр-эз-Зор, в ночь с 7 на 8 февраля), да и боевые действия на Донбассе в последние два года демонстрируют очень низкие тактико-технические характеристики российской военной техники, включая новейшие разработки. Нехватки средств на разработку и производство в данной сфере нет. Но сильно сказывается нехватка (или даже отсутствие) серьезной высокотехнологичной базы и нехватка (или отсутствие) интеллектуальной базы, т.е. значительного количества специалистов высокой квалификации. Разумеется, здесь ключевую роль играет растущая технологическая блокада со стороны Запада. А внутренних ресурсов нет.

Несколько дней назад появились сообщения о выходе из строя (или по крайней мере серьезных сбоях) российской спутниковой системы позиционирования Глонасс, создававшейся многие годы. Спутники и наземное оборудование этой системы использовали СБИС и другие важнейшие элементы, полученные в «досанкционный период». А заменить нечем. А как теперь обеспечить наведение ракет?

По сути происходит повсеместная деградация российской инфраструктуры, высокотехнологичной и прочей. «Мусорные бунты» вокруг Москвы показали, что в России напрочь отсутствуют современное оборудование комплексной переработки мусора, установленное во всем цивилизованном мире. В одной только Германии крупная специализированная фирма изготовляет такие комплекты оборудования со скоростью спроса.

А в России что? Пожалели денег на покупку оборудования? Или просто мозгов не хватило (интеллектуальная деградация)? И вообще, на сколько их еще хватит?

Видео
Главная / Статьи / Мнение / Сага о нанометре и других высоких технологиях