Александр Немец: интересны не только текущие данные, но и динамика
На днях Transparency International опубликовала список международного Индекса Коррупции (Corruption Perception Index) за 2017 год.
Всего в 2017 году в списке Индекса Коррупции оказалось 180 стран против 176 стран в 2016 году. На первом месте в новом списке, как и раньше, находится Новая Зеландия («самая чистая страна мира»), ее Индекс Коррупции (ниже – Индекс) достиг 89; это лишь немногим меньше идеального уровня, при котором Индекс равен 100.
На втором месте Дания (Индекс равен 88), на восьмом Великобритания (Индекс равен 82), на 13-м месте Австралия (77) на 16-м месте Америка (75). Бедный Бутан (с очень низкими зарплатами госслужащих, но с буддистской идеологией, отрицающей богатство) на 26-м месте (Индекс равен 67).
Китай оказался на 77-м месте (Индекс равен 41), рядом с Турцией (41). Индия заняла
81-е место (Индекс равен 40), Бразилия на 96-м месте (Индекс равен 37).
Ниже находятся совсем пропащие страны: Пакистан на 117-м месте (32), Непал на 122-м месте (31), Иран на 130-м месте (30), рядом с Мексикой (30); Россия на 135-м месте (29), затем идут Мьянма, Южный Судан, Северная Корея (0).
Среди факторов, которыми руководствуется Transparency International, в расчете Индекса для каждой страны, важное место занимают уровень свободы прессы и число погибших (убитых) журналистов, а также репрессии против журналистов и антикоррупционных активистов в целом.
Разумеется, очень интересны не только текущие данные, но и динамика Индекса Коррупции за последние несколько лет. Например, в Китае Индекс улучшился с 36 в 2008 году до 40 в 2013 году, несколько лет топтался на месте или даже падал, а в 2017 году вырос до 41. В результате Китай оказался среди стран с «умеренной коррупцией».
Здесь главную роль сыграли три фактора:
– Общий рост благосостояния и в особенности увеличение зарплаты госслужащих (в юанях и в пересчете на доллары).
– Беспощадная (без преувеличений) борьба с коррупцией, которую ведут нынешние лидеры страны. Больше того, гражданам вменено в обязанность сообщать «наверх» (в первую очередь через Интернет) о любом ставшем известном случае коррупции.
– Идеологическая работа, в первую очередь среди «образованных элементов». Я читал статьи в китайских научно-технических журналах, доказывавшие, с помощью высшей математики и сложнейших компьютерных расчетов, что «чем выше уровень коррупции в обществе, тем ниже ощущение счастья»…
Разумеется, до искоренения коррупции в Китае еще далеко… Нужно помнить, что лишь четверть населения сосредоточена в примерно 45 богатых и очень богатых прибрежных городах. Эти города, объединенные в шесть процветающих региональных групп, очевидно, не уступают по уровню развития, скажем, Западной Европе, Южной Корее, Японии, Тайваню и дают не менее 45% ВВП страны.
Но по крайней мере половина населения живет в бедных периферийных провинциях и автономных районах с низким ВВП на душу населения; да и Интернет здесь пока слабо распространен…
А что в России?
В России за последние несколько лет ситуация в этой сфере несколько улучшилась. Индекс коррупции изменился с 21-22 в 2008-2010 годах до 28 в 2012-2013 годах, а затем до 29 в 2015-2017 годах. Тем не менее Россия остается одной из самых коррумпированных стран мира. И это несмотря на то, что ВВП на душу населения составляет примерно в $10.000 (в пересчете по текущему курсу; чуть больше, чем в 2015-2017 годах).
То есть формально дела обстоят куда лучше чем в Индии и «почти как в Турции». Но коррупция в РФ неизмеримо страшнее чем в Турции, Индии или в нищем Бутане. А с развитыми странами лучше и не сравнивать.
Обычно бедность и коррупция идут нога в ногу. Если отступает бедность (существенно растет ВВП на душу населения, в долларах по текущему курсу), то, как правило, существенно падает коррупция. Но не в России! Коррупция – это суть и квинтэссенция путинской системы. Следовательно, уничтожить коррупцию в России можно лишь путем слома путинского режима (для начала). Непростая задача!
Вспомните сказку Шварца «Дракон», в которой Дракон объясняет рыцарю Ланцелоту: «Мои люди (после 300 лет «нового режима» в Городе) – очень страшные люди. Черные, дырявые, прожженные души. И ты хочешь их спасти?»
Что еще хуже, Кремль превратил коррупцию в свой главный инструмент деятельности во «внешнем мире», в опасное (летальное) наступательное оружие.
С помощью коррупции Кремль, в 1992-2013 годах, разложил правящий слой Украины. Казалось бы, после бегства Януковича и прочих «крысавцев», ситуация должна была резко улучшиться. Но воистину «болезнь входит пудами и выходит золотниками».
Резкое ухудшение социально-экономической ситуации в Украине в результате российской агрессии 2014-2018 годов (четыре года войны и диверсий!) создало исключительно питательную среду для коррупции. В частности, почти вся местная «оппозиция», формальная и скрытая, живет на российские деньги.
А у нас в США? Полюбуйтесь на Трампа и его окружение. Многие годы Кремль искал «коррупционную щелочку», чтобы всерьез «продвинуться» внутрь Штатов и наконец нашел. Согласно статье Юрия Фельштинского большущий поток грязных денег из России хлынул в 2008-2016 годах во Флориду и в Нью-Йорк через Trump Organization. В результате коррупционные метастазы «русского мира» в Америке существенно выросли в числе и в размерах.