Юрий Самодуров: Простить не могу и не прощаю...
Как же мне все-таки больно за Общественный музей имени Н.К. Рериха Международного центра Рерихов и его сотрудников! Больно оттого, что государство (решение принимали Горбачев и Ельцин), разрешившее и поддержавшее создание этого музея в конце 1980-х начале 1990-х, в 2017-2018 году его уничтожило (решение принимал министр культуры Мединский). Уничтожило потому, что слишком значимые и «лакомые» для Государственного музея искусств народов Востока оказались его коллекции и слишком хорошо здание, восстановленное Международным центром Рерихов, чтобы сегодняшнее российское министерство их не присвоило, а еще потому, что слишком активно и хорошо этот общественный музей с точки зрения чиновничества работал и сделал для сохранения и издания наследия Рерихов в нашей стране за годы своего существования больше, чем все остальные культурные институции нашей страны вместе взятые, а главное потому, что сотрудники и учредители этого музея активно пропагандировали все стороны наследия Рерихов, в том числе их философское учение «Живая Этика».
Очень больно за российское музейное сообщество, долгие годы игнорировавшее, не замечающее в его беде и сегодня и дискриминирующее необычный и непохожий на другие коллектив сотрудников общественного музея имени Н.К. Рериха за то, что этот музей пропагандировал «Живую Этику» и вокруг этого общественного музея и его коллектива сложился и вырос круг последователей «космического сознания» «Живой Этики».
Для дискриминации этого общественного музея культурным и художественным истеблишментом оказалось достаточно слухов, что завещание Святослава Рериха, по которому наследие семьи Рерихов передано им МЦР, подложно (хотя бывший министр культуры Авдеев написал давно опубликованную в интернете докладную записку, которой подлинность этого завещания и законность передачи наследия Рерихов МЦР подтверждается) и что «Живая Этика» носит религиозный характер и неизвестна, неинтересна, непонятна и чужда музейщикам и искусствоведам. Но ведь круг ее последователей и приверженцев не агрессивный, не экстремистский, и «Живая Этика» (Агни Йога) не запрещена в России и нигде в мире…
Почему деятельность по продвижению и пропаганде общественным музеем имени Н.К. Рериха этого философско-морального учения вызывала и вызывает такое раздражение у музейного сообщества, я не понимаю.
И как же мне больно, оттого что никто из моих знакомых — авторитетных художников и искусствоведов, которых я уважаю и ценю и с многими из которых сотрудничал: Юра Альберт, Леня Бажанов, Александр Боровский, Ира Горлова, Дима Гутов, Катя Деготь, Андрей Ерофеев, Ира Вальдрон, Женя Кикодзе, Александра Обухова, Виталий Пацюков, Оксана Саркисян, Аня Толстова, Василий Церетели — смело и бесстрашно боровшихся за современное искусство, искренно защищавших выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство — 2006», не подняли свой голос в защиту права учредителей и сотрудников общественного музея имени Н.К. Рериха делать такой музей, какой они хотели и создали, которому посвятили жизнь и которому Святослав Рерих завещал и передал художественное и документальное наследие семьи Рерихов.
Этого я своим знакомым и друзьям из мира искусствоведов, художников и музейщиков, работающих в сфере современного искусства, простить не могу и не прощаю. Хотел бы это молчание извинить и понять, но никто из них его не объясняет.
Пока еще существуют сайт с материалами МЦР и группа с материалами друзей общественного музея имени Н.К. Рериха. Читатели моей заметки могут их посмотреть и решить — правильно ли и за что было общественный музей имени Н.К. Рериха дискриминировать и уничтожать?