Александр Немец: Предстоит тяжелая борьба за реальные санкции
В ночь с 29 на 30 января 2018 года Минфин США опубликовал наконец «российский штрафной список» из 210 имен, включающий 114 путинских чиновников высокого ранга и 96 близких к Путину олигархов, причем активы каждого из олигархов превышают 1 миллиард долларов.
Общие активы «приближенных чиновников» и «приближенных олигархов» составляют несколько сот миллиардов долларов (в том числе активы каждого фигуранта «верхней десятки» составляли на конец 2017 года в среднем не меньше 15 миллиардов долларов). Нет сомнения, Минфин США хорошо поработал. Его управление финансовой разведки, очевидно, твердо знает, у кого из фигурантов сколько активов в России, сколько в Америке, сколько в других странах, сколько в банковских счетах, сколько в недвижимости, сколько в прочих ценностях.
Утверждают, что часть нового списка секретна и в «секретной части» еще сотни и сотни (или тысячи) имен, и активы «секретных фигурантов» дополнительно составляют еще многие-многие миллиарды долларов. Великолепная информационная база создана; осталось только ее как следует использовать для сокрушения путинского режима.
А вот паники в Москве нет. Да и с чего?
Посмотрим, как вела себя московская биржа 30 января. Главный московский биржевой индекс РТС колебался в пределах 1270-1280, что является для РТС сравнительно высоким уровнем (высший уровень за последний год составлял, на прошлой неделе, около 1320). Доллар торговался в пределах 56,1-56,4 рубля.
Некоторое падение и индекса РТС, и курса рубля объясняется падением мировых цен на нефть (в частности, цена WTI упала с $66 за баррель 26 января до $64 за баррель 30 января). Публикация «списка путинских приближенных», насколько я понимаю, никак не повлияла ни на рубль, ни на индекс РТС.
Это же подтверждает и юмористическое заявление самого Путина: «Скоро все 146 миллионов россиян окажутся в американских списках».
А что пишут американские СМИ? Wall Street Journal писала 30 января: Минфин США опубликовал открытый список российских политических фигур и олигархов, что вызвало гнев в Москве…
Понимаете? Это вызвало в Москве гнев, а не панику. По крайней мере на текущий момент.
Во многих российских оппозиционных изданиях царит настроение «публикация списка Минфина США внесет раскол между Путиным», «в Москве нервничают» и т.п. На мой взгляд, такая точка зрения относится к «wishful thinking» (принимать желаемое за действительное).
В действительности публикация списка Минфина США, во-первых, не добавила никаких реальных санкций в отношении путинского режима и его лидеров и, во-вторых, непосредственно на Москву никак не повлияла.
Не могу удержаться от злорадства: в течение последних 2-3 месяцев я несколько раз писал, что надежды тех оппозиционных публицистов, которые всерьез рассчитывали «сразу получить 1 триллион долларов русских денег в Америке», построены на песке. Вот и смотрите: 29 января пришло и прошло, а ни один миллиард долларов «русских денег в Америке» еще не арестован, не говоря уже о конфискации.
3. Борьба только начинается
Можно многое сказать — плохого и очень плохого — о Трампе и министре финансов Мнучине. Несколько недель над я писал на Каспаров.Ru: «Законы святы, но исполнители — лихие супостаты». Трамп и преданный ему Мнучин сделают все, чтобы превратить продиктованный Конгрессом и очень неохотно подписанный Трампом 2 августа 2017 года «Закон о противодействии России посредством санкций» в пустышку.
Да, действительно, «путинский список» от 30 января — при всей своей полноте и производимом впечатлении — не влечет за собой никаких реальных санкций. И здесь уместно вспомнить совсем недавнее, от 17 декабря 2017 года, высказывание Джеймса Клэппера, бывшего директора Разведсообщества (National Intelligence) США, человека информированного и трезвомыслящего: «Путин обращается с президентом Трампом как со своим активом«. Попросту, Трамп — агент Путина. Многие об этом говорят и приводят доказательства. И практически все действия Трампа, связанные с Россией, подтверждают этот вывод.
Но и крайний пессимизм здесь неуместен. Вот краткая запись выступления (объяснения своих действий) министра финансов Мнучина в Конгрессе США: «Новый список не влечет за собой автоматического введения санкций против упомянутых лиц, но подразумевает, что ограничительные меры (санкции) против них со стороны США могут быть введены в будущем. Закрытая часть «кремлевского доклада», в котором содержатся рекомендации к Конгрессу по поводу санкций, содержит около ста страниц. Минфин США считает, что Конгресс раскроет и опубликует эту информацию. Затем Минфин будет использовать этот доклад для санкции против фигурантов нового списка. Минфин не старается спасти от санкций кого-либо из этих людей».
Сказано неплохо. А на деле предстоит тяжелая борьба за реальные санкции против фигурантов открытой части и закрытой части «путинского списка». Это будет борьба Конгресса и здоровых сил внутри правительства США против Трампа и, в конечном счете, против путинского режима.