Александр Немец: К вопросу о претензиях на мировое лидерство
Таблицы Мирового Банка, МВФ и ежегодника World FactBook ЦРУ дают примерно одинаковые (чуть-чуть отличающиеся) значения ВВП — номинального ВВП (в пересчете в доллары по текущему курсу) и ВВП по Паритету покупательной способности (ВВП ППС) для более чем 170 стран мира.
В силу естественно-экономических законов в развивающихся и среднеразвитых странах ВВП ППС существенно выше, чем номинальный ВВП. Например, в Китае в 2016 году номинальный ВВП составил «всего-навсего» $11,4 триллиона, а ВВП ППС достиг или почти достиг $20 триллионов и оказался выше, чем в Америке. Стало быть, разница в 1,8 раза.
А в Индии в 2016 году номинальный ВВП составил около $2,5 триллиона, зато ВВП ППС был в районе $8 триллионов. Разница достигла 3 раз. Это потому что Индия — страна бедная. И вообще, чем беднее страна, тем больше разница между двумя значениями ВВП. Но есть и исключения.
В 2016 году — согласно перечисленным выше трем базовым источникам — номинальный ВВП России составил около $1,28 триллиона (против около $2,2 триллиона в «пиковом» 2013 году), а ее ВВП ППС достиг примерно $3,6 триллиона, и даже чуточку вырос — в подверженных инфляции «текущих долларах» — против 2013 года.
И тут возникает вопрос (я сам себе задаю его несколько лет): очевидно, ВВП ППС России сильно завышен, «по политическим соображениям»; но каков же он в реальности? Просто не может быть, чтобы «разница двух ВВП» доходила до 3 раз. Все-таки РФ далеко не такая бедная страна, как Индия (высокая доля неграмотных, средняя продолжительность жизни не выше 65 лет, средняя калорийность питания примерно 2400 ккал в день и т.д.)
Я попытался найти ответа на этот вопрос.
Вот статья, написанная известным журналистом в сентябре 2014 года:
Самый проклятый русский вопрос, который в Питере особенно актуален: почему Россия не Финляндия? По-моему, большего национального позора, чем поездка на «Аллегро», нет. Поезд идет, а за окном такие же хляби, топи, комарье, а потом вдруг все другое! Это мы наездили шесть миллионов посещений Финляндии, больше, чем Турции. Что это за страна-курорт такая? Оказывается, из Лаппенранты лучше везти все; даже моющие средства привозятся из Финляндии, потому что так дешевле и они оказываются качественнее.
Ладно, это сентябрь 2014 года — доллар еще не перешел отметки в 40 рублей. Прошло три года, и вот появляется недавняя статья Максима Собеского (спасибо ему за детальные очерки из «страны безмолвия»; очень смелый человек), точнее, интервью с «дальнобойщиками» на Каспаров.Ru. Оказывается, стоимость очень многих (большинства?) потребительских товаров в РФ искусственно завышается путем бессмысленных перевозок или псевдоперевозок до ценового уровня Западной Европы или сверх того.
Да ведь очень многие «современные» товары в РФ попросту не выпускаются, и розничные цены этих товаров в результате многочисленных «накруток» существенно выше розничных цен Западной Европы и Америки.
Конечно, цены на хлеб, молоко, картошку, коммунальные услуги, общественный транспорт в России существенно ниже, чем на Западе. Будь это не так, 30-35% населения (а может быть и все 40%) населения РФ, те, кто имеет душевые доходы в 300 долларов в месяц или ниже, быстро вымерли бы.
Эти и другие данные того же рода позволяют сделать осторожный вывод, что средний уровень розничных цен в РФ лишь немногим ниже цен на Западе. Такова ситуация в сфере потребления, точнее в «потребительском секторе ВВП».
А что делается в «секторе инвестиций ВВП»?
На YouTube в конце декабря появилась серия статей-лекций «Григорий Явлинский» (в связи с выдвижением его кандидатуры в президенты РФ). К политической позиции Явлинского я отношусь так же, как и основная часть читателей Каспаров.Ru. Но эти статьи содержат многочисленные факты — и очень интересные факты, — демонстрирующие экономическую стагнацию, более того — регресс путинского режима. Меня особенно заинтересовали факты и цифры касательно «мегапроекта» «Сила Сибири» и других проектов «Газпрома». А именно:
— Китай отказался — совсем отказался, несмотря на многочисленные «льготные» предложения Кремля — от строительства газопровода «Сила Сибири — 2» из Западной Сибири через Алтай в Синьцзян. Главным образом потому, что российская сторона («Газпром» и его подрядчики) настаивали: «Мы построим весь газопровод сами». Но китайцы хорошо знали, что в этом случае расходы на строительство будут (в пересчете на доллары по текущему курсу) в три раза (или даже в четыре раза) больше против обычных расходов на строительство такого же газопровода в Китае.
— В мае 2014 года Си Цзиньпин и Путин подписали соглашение о строительстве газопровода «Сила Сибири-1», предусматривающее строительство газопровода из Восточной Сибири, через Забайкалье, к границам провинции Хэйлунцзян (далее везде, вплоть до Шанхая), и, после ввода в строй, транспортировку по нему в Китай 38 миллиардов кубометров природного газа в год. На конец 2017 года российская сторона существенно продвинулась в строительстве своей части, на территории РФ. Строительство велось только за счет «Газпрома» (Китай ни копейки не вложил), и стоимость его строительства была в разы выше стоимости строительства сходных объектов в Китае.
И это далеко не первый случай, когда оказывалось, что стоимость строительства в РФ в разы выше, чем на Западе. Еще в 2012 году престижный лондонский еженедельник The Economist утверждал: строительство одной мили дороги типа хайвэй в России обходится (в пересчете на доллары) в полтора раза дороже, чем в Америке, и в три раза больше, чем в Китае.
Значит, в «сфере инвестиций ВВП» средние цены (в пересчете на доллары по текущему курсу) в России несколько выше чем в Америке и минимум вдвое выше, чем в Китае.
Есть еще «сектор правительственных расходов ВВП». Но здесь в России, вследствие тотальной коррупции, «цены правительственных услуг» намного выше, чем на Западе.
Подведем предварительный итог: в 2016 году ВВП ППС России, очевидно, не превышал $2 триллионов, т.е. был намного ниже «демонстративных» $3,6 триллиона. Иначе говоря, и в сфере номинального ВВП, и в сфере ВВП ППС Россия занимала 11-12 место в мире, и не свыше 1,5% мирового ВВП. Это к вопросу о претензиях на мировое лидерство или участию в таковом.