В своей недавней статье «Политическая экскурсия в YouTube и не только» автор сделал набросок имиджевых характеристик Навального, Собчак и Ходорковского в контексте их электорального потенциала. При этом заинтересованные читатели резонно возразили: почему объемный, непростой феномен подан столь однобоко — в проекции восприятий массового сознания, априори неоднородного. Иными словами, почему был проигнорирован фактор политических программ, будто основа основ кандидата на властный Олимп; контрастом чему автор гипертрофировал роль популизма (читай, харизмы) в качестве доминанты предпочтений у массового избирателя.
Как бы там ни было, нравится нам это нам или нет, в обозримом будущем судьбы человечества будет решать не коллегия меритократов, а массовый малоискушенный, поверхностно образованный избиратель, руководствующийся не разумом, а органами чувств. Тот, который для истеблишмента не равноправный член комьюнити, а единица сбыта, падкая на те или иные образы или стереотипы. Ну и, разумеется, на размеры и раскраску «морковки».
При всем том массовый избиратель в своей основе консервативен, опирающийся при выборе кандидата на традиционные ценности: внушительность образа, крепость духа, полемическая убедительность. Ну а средний держатель бюллетеня в России консервативен с запасом; из-за психологической инерции он все еще витает в предпочтениях между Брежневым и Ельциным, общепризнанных народных харизматиков. Оттого ни у Явлинского (на взгляд автора, единственного европейского пошиба политика), ни у Навального, ни у прочих «гладко выбритых» прогрессистов, глубоко чуждых российской глубинке, нет ни малейших шансов оседлать Кремль через выборы, пока естественная смена поколений и просвещение не приблизят среднего россиянина к некоему европейскому подобию. И потому Навальный, подспудно улавливая сей тренд, в своей риторике все больше тяготеет к молодежной аудитории, будущем распорядителе электоральных судеб.
Впрочем, вру. Такой кандидат (с электоральной перспективой) в либеральном лагере имеется. Близость Геннадия Гудкова к символу русскости, общая представительность лика делает его весьма привлекательным в качестве возможного кандидата на пост президента РФ. Все бы хорошо, только его чекистский бэкграунд явный стопор — даже россияне не захотят терпеть очередного силовика в Кремле. На Западе же — казус Путина обнулил президентские/премьерские амбиции не только у тамошних спецслужбистов, но и у генералитета, по крайней мере на ближайшее десятилетие.
Тут мы неизбежно утыкаемся в феномен электоральной непотопляемости президента Путина. В чем загадка его политического долголетия? Насажденная им персоналистская модель властвования? Нефтяное бинго нулевых? Зияющий контраст между спившимся Ельциным и прекрасных физических кондиций преемником? Технологии беззастенчивого подлога на выборах? Зачистка очагов политической конкуренции как в собственном лагере, так и в стане оппозиции?
Несомненно, в той или иной пропорции упомянутая комбинация работала на результат. Только, весьма похоже, Путин был бы на щите власти и при менее благоприятных для него обстоятельствах. Причина? Как ни прискорбно упомянутая народность его персоналии, истинное проклятье России. Причем, довольно специфическая, кумулятивно усиленная весьма прозаической внешностью. Он — свой для городской окраины, рабочего общежития, моногородов, приблатненного маргинала и даже для одинокой женщины средних лет, разуверившейся в состоятельности брака. Он плоть от плоти не шибко образованной, меланхоличной, не склонной к компромиссам, больной комплексом царя России.
В последнее время в либеральной среде весьма популярна концепция «табакерки» как механизма устранения нынешней пожизненной модели властвования. Пусть сей момент для дворцового переворота в России предпосылок немного, подобная перспектива в условиях заматеревшего авторитаризма достаточно реалистична. Но при успехе подобного предприятия, не продиктованного социальной тектоникой, выборы главы государства рано или поздно произойдут, как и будут иметь место при правовой смене власти. Не та эпоха. Коль так, то затурканный, травмированный ТВ российский избиратель обречен вновь повестись на дудочку очередного крысолова-народника, транслирующего ауру императора — по прообразу московского мэра Собянина, на данном этапе, на взгляд автора, единственного реального кандидата для победы на первых постпутинских выборах.
Ну и самое досадное: у нынешнего поколения либеральных политиков, как представляется, перспектив на Кремль практически нет.